Современная начальная школа в условиях информационного общества должна оставаться фундаментом в построении системы непрерывного образования человека. С учетом этого одной из важнейших целей при проектировании развивающей образовательной среды, использованию современных технологий в начальной школе должно стать развитие личностных качеств младшего школьника. В числе ведущих качеств личности ученика современной начальной школы, на которые необходимо опираться в системе дальнейшего непрерывного образования, выделяют активность, самостоятельность, коммуникабельность, эмпатию. Младший школьный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его активности, способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий мир. Развитие личности младшего школьника наиболее эффективно происходит в развивающей образовательной среде с использованием современных технологий в начальной школе
Рабочая программа по курсу «Логика»
Пояснительная записка
Статус документаПрограмма по курсу «Логика» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Программа составлена для первого класса для обучения по одному часу в неделю – 34 часа в год, для обучающихся 6,5 - 8 лет. Она разработана в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую общую характеристику курса, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения в 1 классе и Ожидаемые результаты, которыми по окончанию первого класса, школьники должны будут овладеть.
Кроме основного содержания программа, включает в себя некоторые материалы, позволяющие реализовать её практическую часть: методические рекомендации, рабочую тетрадь, презентационные сопровождения занятий по курсу, примерные перечни вопросов к проверке усвоения материала, подборку логических заданий, диагностические задания.
Актуальность курса.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.
Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.
Занятия на «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Нормативно-правовая база
Конституция Российской ФедерацииЗакон РФ "Об образовании"Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Конвенция о правах ребенка
Возрастные особенности обучающихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6,5 -8 лет. В первом классе продолжительность занятий составляет 35 минут.
Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, на первый взгляд, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы обучения стоит пред трудностями6 не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно - логическому.
Цели программы:
-формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
-развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
Познавательная:
-научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
-формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.
Развивающие:
-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.
Воспитательные:
-способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся.
В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Основными результатами обучения являются:
–овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных учебных действий по всем изученным разделам курса;
–сформированность первичных приемов логического мышления
навыков приема сравнения;
навыков приема синтеза и анализа;
навыков приема обобщения;
навыков приема классификации.
Знать
-смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»;
-приемы сравнения;
-отличия характерных признаков от существенных;
-отличия существенных признаков от несущественных;
-правила классификации;
-приемы классификации.
Уметь
-различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»;
-узнавать предмет по заданным признакам;
-сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства;
-выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
-выделять характерные признаки для упорядочивания объектов;
-выделять существенные признаки предметов;
-использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
-аргументировать свою точку зрения;
-на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод;
-делить объекты на классы по заданному основанию;
-выбирать основание для классификации;
-знания с уроков логики применять и на других предметах;
-решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
Скачать полностью программу
Оставить комментарий!