Современный урок русского языка
Современный урок русского языка — основная форма организации целенаправленного взаимодействия словесника и определенного состава учащихся, систематически применяемая для обучения русскому языку, развития и воспитания учащихся средствами предмета в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования. Современный урок русского языка является неотъемлемым компонентом системы личностно ориентированного обучения предмету, цель которого — формирование у школьников языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций и развитие основных сфер личности обучающегося.
Функции урока русского языка:
- образовательная (сообщение учащимся знаний, предусмотренных программой, о системе русского языка; развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, работа над нормами русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи; развитие учебно-познавательных и речевых, нормативных и коммуникативных, умений инавыков);
- развивающая (развитие общеучебных умений и навыков; психическое развитие личности обучающегося, таких ее сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, саморегуляции, экзистенциальная);
- воспитательная (воспитание социально значимых черт личности: выработка социальных норм и ценностей, ценностных отношений к окружающей действительности, усвоение элементов национальной культуры, формирование уважительного отношения к другим культурам).
В основу типологии уроков русского языка могут быть положены разные критерии.
С точки зрения рассматриваемого на уроке содержания различают уроки фонетики, лексики, словообразования, грамматики, орфографии, пунктуации, стилистики, развития связной устной и письменной речи.
С точки зрения основных дидактических целей и стадий процесса учебного познания (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение) выделяют такие уроки:
-урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков;
-традиционный комбинированный урок;
-урок закрепления знаний и развития умений и навыков;
-урок обобщения и знаний и совершенствования умений и навыков;
-комбинированный (объединенный) урок (комбинирование элементов процесса усвоения знаний на одном уроке: проверка ранее усвоенного, изучение нового, его закрепление, введение в систему ранее полученных знаний и совершенствование умений и навыков).
С точки зрения основных этапов учебного процесса различают:
-вводный урок;
-урок первичного ознакомления с языковым явлением или правилом;
-урок формирования языковых понятий и закрепления знаний;
-урок применения полученных знаний на практике;
-урок повторения и обобщения материала итекущей коррекции знаний, умений и навыков (урок предшествующего повторения; урок тематического повторения; урок заключительного повторения);
-урок контроля знаний, умений и навыков (устный и/или письменный опрос, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение);
-урок коррекции знаний, умений и навыков.
Структура уроков русского языка: характеристика этапов.
Структура урока — это "дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие", образующие содержание урока. Различное сочетание компонентов урока обусловливает принадлежность его к тому или иному типу.
Основные этапы (структурные элементы, компоненты) уроков, выделяемых с точки зрения основных дидактических целей и стадий учебного познания:
- организационная часть;
- объявление темы, постановка целей, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
- проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний;
- введение нового материала;
- применение полученных знаний (формирование умений);
- закрепление полученных знаний и развитие умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков;
- информация о домашнем задании;
- подведение итогов урока и рефлексия.
Организационная часть урока,сориентированного на развитие субъект-субъектных отношений, позволяет учителю продемонстрировать свое уважение к детям и полное доверие к ним, выявляет умение словесника почувствовать эмоциональный настрой класса и отреагировать на него.
Организационная часть урокавключает: предварительную организацию класса (выявление отсутствующих, проверку готовности учащихся к работе, концентрацию их внимания). Цель данного этапа — создание нормальной обстановки на уроке и поддержание такого эмоционального состояния школьников, которое обеспечивает комфортную работу на уроке каждого ученика, группы и класса.
Тема урока — это то, чему подчиняется его содержание. Она формулируется либо учителем и сразу записывается на доске, либо учащимися после анализа языкового материала, проведенного под руководством учителя, как это происходит при обучении русскому языку средствами субъективизации.
Нередко словесники прибегают к интригующему анонсированию темы, раскрывают ее актуальность, новизну и практическую значимость для речевой деятельности носителей языка.
Как известно,цель урока — это запланированный для данного учебного занятия конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. В соответствии с функциями урока различают три вида целей:познавательные, развивающие,воспитательные.
Примерные формулировкипознавательныхцелей (даются обобщенные варианты, которые должны быть скорректированы с учетом изучаемой темы):
— помочь учащимся целостно представить языковое явление;
— организовать деятельность учащихся по изучению языкового явления (орфографического или пунктуационного правила) и первичному закреплению знаний;
— обеспечить закрепление понятия о языковом явлении (правила, теоретических сведений);
— обеспечить развитие учебно-познавательных (правописных, коммуникативных)
умений и навыков (по аналогии, по образцу, в новой ситуации);
— организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях (орфографических и пунктуационных правил) в нестандартной ситуации;
— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы ...;
— обеспечить проверку и оценку знаний, сформированности умений и навыков по теме ...;
— организовать деятельность учащихся по коррекции знаний о ...; умений и навыков производить разбор ... (конструировать ...; моделировать ...; анализировать...).
Урок новых знаний и формирования навыков, урок закрепления знаний и развития навыков, контрольный урок имеют по одной познавательной цели. Урок повторения — две познавательные цели: повторение материала и его обобщение.
Комбинированный урок— три познавательные цели: изучение нового материала, его закрепление, введение в систему ранее изученного.
Примерные формулировкиразвивающихцелей:
— содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности);
— обеспечить развитие эмпирического (теоретического, творческого) мышления учащихся, образного (наглядно-образного, словесно-логического) стиля мышления;
— создать условия для овладения учащимися мыслительными операциями вы
членения фактов языка (их сличения, анализа, синтеза, систематизации, интерпретации);
— создать условия для развития у учащихся умения структурировать и преобразовывать учебную информацию (составлять простые и сложные планы, таблицы, схемы, тезировать, конспектировать);
— создать условия для развития памяти учащихся (долговременной, оперативной, удерживающей, упреждающей, орфографической и т.д.);
— содействовать развитию у школьников умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы на уроке русского языка;
— обеспечить развитие у школьников монологической (в устной и письменной форме) и диалогической речи;
Примерные формулировкивоспитательныхцелей:
— формировать у учащихся ценностные отношения к человеку (жизни, обществу, труду, природе);
— воспитывать у учащихся нравственные качества личности (совестливость, честность, великодушие, доброжелательность, самоотверженность, уверенность в своих силах, гуманность и др.);
— воспитывать у школьников чувство любви к своей Родине, обеспечивать социализацию личности.
Оптимальное достижение поставленных целей осуществляется при решении учителем педагогических задач, специфичных для каждой из стадий процесса учебного познания.
"В отличие от цели, которая носит несколько общий характер,задачиурока призваны детализировать ее, "разбить" на конкретные пути достижения. Каждая задача должна ориентироваться на средства ее решения".
Оставить комментарий!