Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Учитель и его ученики
Тема: Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Учитель и его ученики
Цель: познакомить учащихся с творчеством Ф. Искандера; раскрыть влияние учителя на становление личности учащихся; работать над понятием «юмор в рассказе».
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
1—2 ученика пересказывают близко к тексту описание хаты, где живет Павлуня. Оценочные суждения о пересказе высказывают остальные учащиеся.
2. Объявление темы и цели урока
3. Слово учителя о Ф. Искандере
Фазиль по окончании школы едет в Москву, чтобы поступить на философский факультет МГУ, но ему не удалось это сделать, и он становится студентом Государственного библиотечного института, где начинается его писательский путь: Искандер пишет стихи. Но настоящая известность пришла к писателю только после появления в журналах его рассказов. Большинство из них о детстве. Это небольшие, но смешные и трогательные произведения, в которых писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, в чем заключается человеческое достоинство и как относиться к предательству, как отличить трусость и коварство от наивности.
4. Актуализация знаний учащихся
— Итак, рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Тринадцатый подвиг Геракла». Давайте вспомним, кто такой Геракл. (Герой древнегреческих мифов, совершивший двенадцать подвигов, учредивший олимпийские игры.)
— Какие особенности личности, качества, черты характера Геракла помогли ему совершить эти подвиги? (Смелость, бесстрашие, храбрость, необыкновенная сила и выносливость, ум, хитрость, умение находить общий язык и с людьми, и с божествами, целеустремленность и т. д.)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? А теперь проверим, кто оказался ближе к истине.
5. Чтение начала рассказа учителем
6. Словарная работа
— Уточним значение некоторых слов и выражений: неряха, гений, Пифагор, пифагоровы штаны, Диоген, магнолия, Байрон, четки, Принц Уэльский.
7. Аналитическая беседа
—Понравился ли рассказ? Кто из героев больше всего запомнился, почему?
— В какое время происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны.)
— Кто является героями рассказа? (Учитель математики и ученики 5 «Б» класса.)
— С кем из учеников Харлампия Диогеновича нас знакомит автор? (Отличник Сахаров, двоечник Шурик Авдеенко, троечник Адольф Комаров, сам рассказчик, «футболисты».)
— Как построен рассказ? От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от первого лица. Автор явно вспоминает случай из своей школьной жизни.)
— Почему смешон директор школы? (Он боится завуча и проверок, несолидно одет — вечно ходит в зеленой шляпе, боится, что дети сбегут на стадион.) Как вы думаете, может ли директор всего этого бояться?
—А каким автор рисует математика? Он тоже смеется над Харлампием Диогеновичем, как и над директором? Выберите и прочитайте фрагменты с описанием его внешности и манеры вести урок.
— В чем необычность Харлампия Диогеновича? (Необычная внешность, имя и отчество, национальность, то, каким образом он поддерживал тишину в классе, вызывал уважение к себе и своему предмету; мы ничего не знаем ни о нем, ни о его жизни, ни даже о том, что он записывает в блокнотик.)
— За счет чего учитель добивался дисциплины? (Выставлял провинившегося ученика в смешном виде.) Как вы думаете, это эффективный метод?
— Говорит ли автор о том, что благодаря методу Харлампия Диогеновича они стали лучше знать математику? Важно ли это для рассказа?
8. Итог урока
— Какая атмосфера царила в школе в целом и на уроках у Харлампия Диогеновича? Похоже ли это на вашу школу? Хотели бы вы учиться у такого педагога?
9. Домашнее задание
— Прочитайте рассказ до конца; ответьте на вопросы (с. 30—31).
Оставить комментарий!