Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
А. П. Чехов. «Мальчики». Знакомство героев. Любознательность и увлеченность мечтой героев.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова: определить композиционные особенности рассказа.
Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка его книг.
Ход урока
1.Объявление темы и цели урока
2.Слово учителя о А. П. Чехове
— А. П. Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге. Жизнь в семье Чеховых текла по строго заведенному порядку, за всякое отступление от которого отец Чехова, Павел Егорович, жестоко наказывал детей. Утешением детям была мать, но Евгения Яковлевна во всем подчинялась мужу и не могла защитить детей от тяжелой руки Павла Егоровича. Чеховы владели бакалейной лавкой, и отец заставлял детей (пятерых сыновей и одну дочь) по очереди работать в ней. Антоше даже приходилось готовить уроки в лавке.
Семья Чеховых была богата талантами: отец играл на скрипке, пел и рисовал; два брата Антона Павловича — Александр и Михаил — стали писателями; рано умерший Николай был превосходным художником, Иван — выдающимся педагогом; сестра Мария, самый близкий друг Антона Павловича, — художницей. А еще в семье существовал домашний театр. Братья Чеховы разыгрывали у себя целые представления. Первым актером труппы был Антон.
Семи лет Антошу отдали в гимназию. Один из педагогов гимназии, Ф. П. Покровский, заметил у Чехова-ученика литературное дарование и старался развить его. Покровский вызывал Антона к доске так: «Че-хон-те!» Странное прозвище закрепилось за Чеховым и даже использовалось им как псевдоним в первых рассказах.
После окончания гимназии Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет. Уже во время учебы он начал писать юмористические рассказы. А когда Чехов стал известным писателем, он отказался от профессии врача. Но с медициной он никогда не порывал: бесплатно лечил крестьян, следил за медицинской наукой.
За 44 года Чеховым было написано много произведений, по которым поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но у него много произведений о детях: «Ванька», «Каштанка». Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях — «Мальчики».
3.История создания рассказа
— На создание рассказа «Мальчики» повлиял эпизод, описанный И. С. Шмелевым. Шмелев и его товарищ, оба гимназисты, встретились с Чеховым, тогда молодым начинающим писателем, в Нескучном саду, в Москве. Мальчики ловили рыбу и сушили ее, подражая индейцам.
Чехов, включившись в игру, обратился к друзьям с предложением: «Не выкурят ли мои краснокожие братья со мною трубку мира?» А получив от мальчиков подарок — поплавок для ловли карасей — «дикообразово перо», в том же тоне поблагодарил: «Попо-кате-петль!» — что значит «Великое Сердце». В конце XIX века дети часто увлекались произведениями М. Рида и Ф. Купера об индейцах и сами мечтали убежать в Америку, а некоторые, как и герои рассказа, пытались осуществить свою мечту.
Сегодня мы присмотримся поближе к героям рассказа, попытаемся разобраться в причинах их поступков и оценить результат их побега.
- Физкультминутка
4.Аналитическая беседа
- Понравился ли рассказ, чем?
- Кто из героев обратил на себя ваше внимание?
- Какие эпизоды вызвали улыбку?
- В тексте много непонятных слов. Объясним их
- Башлык — теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами.
- Розвальни — сани.
- Рождество Христово — праздник, отмечается у православных 7 января, когда родился Иисус Христос.
- Самоеды — старое название народов, говорящих на самодийских языках, ненцев.
- Бизон — животное.
- Майн Рид — английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.
- Пампасы — название южноамериканских равнинных травянистых степей.
- Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Америку колонисты из Европы в XVI веке.
- Термиты, москиты — насекомые.
- Урядник — в России XIX века низший чин полиции.
- Флигель — пристройка сбоку от главного здания или дом во дворе главного здания.
Продолжим:
—С какого события начинается рассказ? (Приезд мальчиков на рождественские каникулы.)
—Как встретили в доме Володю? (Шумно, восторженно, радостно, бурно проявляя чувства любви и радости от встречи.)
—Чем были заняты в семье Володи перед самым его приездом?
—Что вы можете сказать о его семье? Какие слова и ситуации показывают, что взрослые здесь уважают детей, а дети любят и уважаютдруг друга?
—Чем похожи и чем различаются мальчики? Давайте сравним их поведение сразу после приезда, описание внешности, отношение к девочкам. (Заполняется таблица.)
—Почему же мальчики хотят сбежать? Мечтали ли вы когда- нибудь о далеких путешествиях?
— Куда собирались сбежать мальчики? Какие подвиги они хотели совершить?
—Как мальчики ведут себя перед побегом? (Чтение по ролям и комментарий учащихся.) Что заметили сестры?
—Какой момент в рассказе был самым напряженным? (Убегут мальчики или нет.) Это кульминация рассказа.
—Чем закончился побег?
—Володин отец во всем винит Чечевицына. Согласны ли вы с ним? Почему Чечевицын не оправдывается, ведь виноваты оба?
—Обратите внимание на финал рассказа: мальчики опять вернулись в дом Володи, их опять встречают. Это так называемая кольцевая композиция — в конце произведения автор возвращается в начало. Давайте сравним эти два приезда. Изменилось ли что-нибудь в отношении к детям? Почему?
V. Итог урока
—В чем смысл рассказа?
—Почему о побеге детей в Америку написан юмористический рассказ?
VI. Домашнее задание
—Прочитайте рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Оставить комментарий!