Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Веселая рыбалка - Youda Fisherman
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии
Цель: показать чиновничество и его пороки; раскрыть жизненную основу комедии; помочь семиклассникам понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке; развивать критическое мышление, воссоздающее и творческое воображение; способствовать воспитанию честности, неприятия лжи и лицемерия.
Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор».
Оборудование:«Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990»; стартовые задания на карточках для создания проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; карточки-задания для аналитической работы с текстом в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Проверка чтения 1-го действия комедии.
Задание:составить план 1-го действия.
Вариант плана:
1) В уездном городе городничий сообщает чиновникам, что в их город едет ревизор.
2) Городничий дает распоряжения чиновникам, советует, каким держаться с ревизором.
3)Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин.
4) Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма.
5) Входят помещики Бобчинский и Добчинский и рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, похожем на ревизора.
6)Чиновники расходятся, городничий едет в гостиницу.
7)Являются Анна Андреевна и Марья Антоновна. Их любопытство.
2. Ответить на вопросы 1—3 (с. 101).
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Словарная работа (обращение к словарю С. И. Ожегова):
Уездный город.
Уезд — в дореволюционной России... административно-территориальная единица в составе губернии.
- Какой город имел право называться уездным? (Город, в котором есть суд, управа, учебные заведения, больница, церковь...)
- Какие учреждения есть в городе, где живут герои пьесы Гоголя «Ревизор»? (Учащиеся перечисляют.) Вывод: значит, это уездный город.
- А что мы узнаем о городе, его учреждениях, его жителях в пьесе? Давайте вчитаемся в текст пьесы.
IV. Усвоение новых знаний
1. Аналитическая работа с текстом 1-го действия пьесы (в группах).
1-я группа:
Посетите уездный город.
•В каком состоянии он находится (улицы, мост...)?
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет этот город?
2-я группа:
Посетите богоугодное заведение (больницу).
•Расскажите, в каком состоянии оно находится.
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет больницу?
•Какие методы лечения больных используются?
3-я группа:
Посетите училище.
•Расскажите, в каком состоянии оно находится.
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет училище?
•Каких учителей вы встретили?
4-я группа:
Посетите уездный суд.
•Расскажите, в каком состоянии он находится.
•Что в нем примечательного?
•Что необычное вы встретили в суде?
•Кто возглавляет это учреждение?
2. «Экскурсия». Семиклассники демонстрируют результаты работы в группах, ведя слушателей по воображаемому гоголевскому городу.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Беседа по вопросам.
— Что мы узнаем в 1-м действии пьесы о чиновниках? Какое впечатление складывается о них? Можно ли сказать, что городничий выше чиновников не только по званию, но и по каким-то другим качествам? (Должен прозвучать отрицательный ответ, т. к. у городничего проявляются такие же качества, как и у других чиновников.) Что в целом мы уже можем сказать о чиновничестве? (Ответы учащихся основываются только на событиях 1-го действия.)
•С кем из чиновников вы встретились в комедии?
• Какие важные государственные посты занимают чиновники?
• Как чиновники используют свою власть для улучшения собственного благополучия?
• Перечислите злоупотребления властью, ими совершенные.
• Покажите типичные пороки чиновников. (Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом.)
• Назовите и продемонстрируйте текстуально черты, характеризующие городских чиновников. (Нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, низкий культурный уровень.)
• Выделите главные черты характера Хлестакова. (Лживость и хвастливость.)
•Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? (Как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.)
• С какой целью Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе? (Абсолютно непреднамеренно.)
• Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? (Кажется, ничего...)
• Как и с какой целью Николай Васильевич Гоголь показал в пьесе жизнь мелкого петербургского чиновничества? (Это прослеживается в сценах вранья Хлестакова: перевирая, он говорит о действительной своей жизни в Петербурге.)
• Согласны ли вы с утверждением, что «своеобразием характера Хлестакова является отсутствие характера»? (У него практически отсутствует память о прошлом и раздумья о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте ,и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.)
•Что стали называть хлестаковщиной? (Хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.)
3) «Смешное и грустное в комедии». Основные направления проекта:
• Перечислите острые комические сюжетные положения героев комедии. (Страх чиновников перед приездом ревизора,финальная немая сцена, угождения чиновников перед Хлестаковым, гоголевские характеристики персонажей, остроумные, лукавые намеки, нарушение логики между причиной и следствием, остроумные реплики, иронические замечания.)
• Что грустно в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (Написана она не для того, чтобы, посмешить зрителей, а для того,чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата, ибо гоголевский смех вскрывает «невидимые миру слезы».)
4) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в комедии"».
Основные направления проекта:
• Расшифруйте смысл эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
— Можно ли по эпиграфу определить жанр пьесы?
• «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь). Продемонстрируйте текстуально, что герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния.
• Почему Гоголь избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех? (Н. В. Гоеоль был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, ктоничего не боится».)
• Какой прием избрал автор, чтобы поразить чиновников. их пороки, устои жизни? (Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».)
• Безвестный провинциальный городишко — государство в миниатюре. (Отражение в нем всех злоупотреблений и пороков чиновно-бюрократической России.)
•Социальное расслоение людей, неравноправие.
• Черты, характеризующие городских чиновников, типичные для представителей других сословий. Всех их отличают не честность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень.
• В комедии нет ни одного честного героя, ни из одного сословия.
• В бесправных людях полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. (Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие.)
VI. Закрепление нового материала
Консультация учителя. Сообщение о сроках подготовки проектов и времени их презентаций. Знакомство со списком литературы по темам, объемом выполнения проекта. Учащиеся, ознакомившись со стартовыми заданиями, прямо на уроке что-то уточняют, спрашивают о наличии необходимого информационного материала в школьной библиотеке и кабинете русского языка и литературы, просят помощи у учителя.
— Какие мысли, идеи у вас появились прямо сейчас? (Данный вопрос обязательно необходимо поставить семиклассникам, чтобы задать правильное направление и избежать простоты в подготовке и выполнении проекта.)
Памятка «В помощь создателям проектов»
1) Форма проекта выбирается авторами.
3)Объем проекта не ограничен.
4)При подборе материала для проекта помните: лучше меньше, да лучше.
5) Собрав материал, выберите главное и отбросьте лишнее, случайное, не соответствующее заданной теме.
6)Систематизируйте собранный материал и подготовьтесь к презентации.
VII. Домашнее задание
Прочитать 2-е действие. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие второе)
В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Питере. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, в эту пору справляется о нем городничий. В темном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счете две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.
Материалы в помощь создателям проектов
1) «Чиновничество и его пороки»
Чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепости, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал «Московский Телеграф». Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. У каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды яьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под ногами посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего беспокойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами многочисленных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIXвека, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.
Итак, пьеса «Ревизор» убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.
2) «Хлестаков и хлестаковщина»
Главные черты характера Хлестакова — это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.
Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль. Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцором — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого" действия начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.
Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было* театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова — актера, играющего ревизора.
Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствие характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник; жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.
Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве...»
Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.
На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.
Сюжет комедии прост и гениален. Особая, гоголевская черта в нем — отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы. Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают («сами себя высекли»). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами.
Да нет, помилуйте. Свойства эти — самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку «предназначена». Ведь это же свойственно каждому из нас «хоть на минуту», по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков — гении вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих, «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его «делают ружьем». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир — мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: «Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого... Я говорю всем: «я сам себя знаю, сам. Я везде, везде...». Но что это? Все решится тоже как в сказке: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж...» Нет, нет, он уже опомнился: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Но сейчас его время. Он — герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он — «значительное лицо», которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус. Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: «в дороге издержался», то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: «Денег нет у вас?» И исчезает Хлестаков особенным образом. Это «фантасмагорическое лицо», «как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда» (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом.
Итак, что же такое «хлестаковщина»? Это не только воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и воплощение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в энную степень, «возникшая до высшей степени пустота», по удивительному выражению Гоголя.
Да, прекрасен образ Хлестакова — великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет. Это собрание многих качеств. В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, «который стал весь ложь, уже даже сам того не замечая» (Н. В. Гоголь).
3) «Смешное и грустное в комедии»
Смешное в гоголевской пьесе часто связано с острыми комическими сюжетными положениями героев: страх чиновников перед приездом ревизора, финальная немая сцена, ставящая великого мошенника городничего в глупую ситуацию, когда он оказывается в жалком положении обманутого; комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника, и т. д. Смешны гоголевские характеристики персонажей, остроумные, лукавые намеки. Комический эффект вызывает также характерный гоголевский прием — нарушение логики между причиной и следствием.. Например, в ответ на сообщение городничего о приезде ревизора судья Ляпкин-Тяпкин глубокомысленно заявляет, что Россия собирается вести войну. Связь между выявлением злоупотреблений чиновников захолустного уездного городка и внешней политикой России явно абсурдна. Смешны замечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов. Но дальнейшие рассуждения на медицинскую тему рисуют страшную картину издевательства чиновников, облеченных властью, над беспомощными больными людьми. Комедия Гоголя буквально изобилует остроумными репликами, ироническими замечаниями, смешными характеристиками и положениями.
Что грустно? Написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата, ибо гоголевский смех вскрывает «невидимые миру слезы». Цель Гоголя — вскрыть язвы и пороки российского общества и выставить их на посмешище всему миру. Смех Гоголя — средство нравственного исправления людей.
4) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в комедии"»
В статье «Петербургская сцена в 1835—1836 году» гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель «заметить» общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене «плевела», от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон».
Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» характеризует жанр комедии — социально-политическая комедия.
«Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие, поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя».
Но... герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь).
Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится».
Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно, умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.
5) «Социальная пирамида героев комедии»
Этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России.
Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного, честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.
В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепостной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевского почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.
Главное лицо города предстает в комедии как первый среди мошенников, который даже, по его собственным словам, «трех губернаторов обманул». Занимая самый значительный пост в городе, он полностью лишен чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необходимым качеством у чиновника такого ранга. Но городничий не думает о благе родины и народа, а печется о собственном материальном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззаконие над подвластными ему людьми. В финале пьесы этот хитрый и ловкий пройдоха оказывается в глупой и непривычной ролиобманутого, становясь жалким и смешным. Гоголь использует здесь блестящий художественный прием, вкладывая в уста городничего реплику, адресованную зрительному залу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» Это.подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Значит, в образе городничего драматург сконцентрировал самые отвратительные черты государственного управителя, от произвола которого зависели судьбы многих людей. Городничий дан в комедии в своем типичном окружении. В каждом из чиновников автор особенно выделяет какую-то одну определяющую черту, что помогает воссоздать многообразную картину чиновничьего мира. Например, судью Ляпкина-Тяпкина автор с иронией называет «вольнодумцем», объясняя это тем, что он прочитал 5—6 книг. Эта мелкая деталь характеризует общий низкий уровень чиновничества, убожество его умственных интересов. В попечителе богоугодных заведений Землянике выведен подхалим, ябедник и доносчик. Это тоже весьма распространенные в чиновничьей среде явления.
Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.
Оставить комментарий!