Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Слово о писателе. История создания комедии
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Слово о писателе. История создания комедии.
Цель: продолжить знакомство с личностью писателя и его произведениями; познакомить с историей создания комедии; раскрыть идейный замысел пьесы; развивать логическое мышление; воспитывать черты ценителей драматических произведений, прививать интерес к сценическому искусству.
Предварительная работа:чтение комедии «Ревизор»; сообщение «История создания комедии "Ревизор"» (готовит один из учеников).
Оборудование: карточки-билеты и карточки-ответы для проведения «Экзамена вверх ногами или шиворот-навыворот»; схема «Ступени развития действия пьесы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Ответить на вопросы 8—12 (с. 227).
2.Сообщение «Как Мцыри понимает счастье».
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
— Скажите, пожалуйста, что за день такой 1 апреля? Чем этот день замечателен, знаменит? (7 апреля — День смеха.)
— А как мы проводим этот день? (Шутим, смеемся, разыгрываем друг друга и т. д.)
— А
знаете ли вы, что в этот день произошло в 1809 году?
(Учащиеся затрудняются ответить.)
— В этот день родился Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, драматург, автор известной комедии «Ревизор». Давайте вспомним, с каким произведением Гоголя мы с вами уже познакомились в 6 классе? («Ночь перед Рождеством».)Чем вам запомнилась эта повесть? (Вспоминают эпизоды, чаще всего те, которые вызывают улыбку.)
IV. Усвоение новых знаний
1. Лекция учителя «Из биографии Н. В. Гоголя».
Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Соро-чинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли.
После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 года, в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 года уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 года получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В это время Гоголь познакомился и сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития литературного таланта .молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов. Дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, —я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово».
Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835 году оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник «Арабески» (на темы петербургской жизни).
Повесть «Шинель» была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836 году, а закончена в 1842 году. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 году был написан «Ревизор» и уже в 1836 году поставлен в Москве с участием Щепкина.
Вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью и «светской чернью», Гоголь уехал за границу и жил там некоторое время. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 года поселился в Риме. Во время приезда в Россию (1839—1840) читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ», который был завершен в Риме (1840—1841).
Примечание. Перед лекцией семиклассники получают индивидуальные задания (возможна работа в парах):
■ Составьте план сообщения;
■ Запишите названия произведений Гоголя, упоминаемых в сообщении;
- Запишите даты и события из жизни Гоголя;
- В какой семье родился Н. В. Гоголь?
- Какое образование получил писатель?
-Какую первую повесть он написал?
(Учащиеся сообщают о результатах своей
работы.)
2. Работа с учебником (самостоятельно). Знакомство с материалами о Н. В. Гоголе (с. 3—5). Ответить на вопросы:
—Когда возникло у Н. В. Гоголя увлечение театром?
—Что можно рассказать о Гоголе как о страстном любителе театра?
—Как возник замысел написать комедию «Ревизор»?
3. Сообщение «История создания комедии "Ревизор"» (выступает заранее подготовленный ученик).
1835 год. Гоголь уезжает за границу. 7 октября этого года он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор». История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньияа. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в «Петербургских записках 1836 года»: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!»
Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимом ревизоре — не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных.
Анекдот, рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в «Авторской исповеди»: «В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем».
«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835 года. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. В апреле 1936 года комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители — люди образованные и честные — были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.
«Все против меня... — жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. — Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». А несколькими днями позже, в письме к историку М. П. Погодину, он с горечью замечает: «И то. что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее...»
После постановки «Ревизора» на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: «Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне». Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем:
«Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь».
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Слово учителя.
— Только что вы услышали, что большинство зрителей и читателей не поняло комедии и отнеслись к ней враждебно. Вчитаемся в строки письма Гоголя к историку М. П. Погодину: «И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества...» Значит, мнения разделились. Мы в состоянии понять, что вызвало «желчь невежества». Невежество в комедии узнало самих себя... Но об этом мы будем говорить немного позже-Сейчас же перед нами стоит такой вопрос: а сможем ли мы понять и принять комедию великого драматурга? Что для этого нужно сделать? Как подготовиться к встрече с комедией? Для того, чтобы понять произведение «Ревизор», мы с вами поговорим о том, каковы же особенности драматического произведения, но поговорим в необычной форме.
2. «Экзамен вверх ногами или шиворот-навыворот».
Цель: ликвидировать незнания семиклассников о драматическом произведении.
Форма проведения: учащиеся подходят к столу учителя и тянут билеты, зачитывают вопросы, а учитель либо отвечает на эти вопросы, либо дает заранее подготовленные билеты-ответы; ответы обязательно озвучиваются.
Вопрос 1. Как называется литературное произведение, предназначенное для театра, для постановки на сцене?
Ответ. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, называется пьесой.
Вопрос 2. В какой форме в пьесе воссоздается речь действующих лиц, их поступки?
Ответ. В пьесе речь действующих лиц и их поступки воссоздается в диалогической и монологической форме.
Вопрос 3. Что такое ремарки?
Ответ. Ремарки — это пояснения для постановщиков спектакля и актеров.
Вопрос 4. Что сообщается в ремарках?
Ответ. В ремарках сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду,положению, какими родственными отношениями связаны; обозначается место действия, указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли («оглядываясь», «в сторону»).
Вопрос 5. Назовите синоним слову ремарка.
Ответ.Авторские ремарки называются афишей.
Вопрос 6. Расскажите о композиции пьесы.
Ответ. Пьеса делится на части: действия или акты. Внутри действий могут быть картины, сцены. Каждый приход и уход со сцены действующего лица дает начало новому действию.
Вопрос7. Каков объем пьесы?
Ответ. Пьеса по объему не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение в течение 2—4 часов. Поэтому в пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро.
Вопрос8. Что такое конфликт в пьесе?
Ответ. Конфликт — это столкновения действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную. Конфликт художественный — столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащие в основе действия литературного произведения.
Вопрос9. По каким ступеням развивается в пьесе действие?
Ответ.Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Экспозиция — действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
Завязка — событие, с которого начинается активное развитие действия.
Кульминация — момент наивысшего напряжения в пьесе.
Развязка — событие, завершающее действие.
VI. Закрепление нового материала
Работа со схемой «Ступени развития действия пьесы».
Задание:озвучить схему. Охарактеризуйте все ступени развития действия. Где мы уже встречались с подобной схемой? (В рассказе.)
VII. Домашнее задание
1.Прочитать 1-е действие комедии.
2. Ответить на вопросы 1—3 (с. 101).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие первое)
В уездном городе городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, чтобы сообщить пренеприятноеизвестие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписанием». Городничий предчувствует дурное. Выискиваются причины приезда ревизора. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчет крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число, — и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдает немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. Рассуждение о взятках (и в частности, борзыми щенками) с Амосом Федоровичем. Городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя.
Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства, о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»
Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдает спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.
Оставить комментарий!