Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
М.М. Пришвин Кладовая солнца. Тайна живой язык природы
Конспект урока по литературе 5 класс Пришвин Кладовая солнца
Михаил МихайловичПришвин «Кладовая солнца». Тайна живой природы
Цель: продолжать формировать представление о творчестве Михаила Михайловича Пришвина; развивать умение анализировать произведение, находить художественные средства; учить видеть в произведениях писателя способность природного мира мыслить и чувствовать, воспитывать чувство сопереживания, ощущение своей близости к природе.
Оборудование: кроссворды на отдельных листах бумаги (по числу учащихся).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Проверка домашнего задания
1. Кроссворд. (Работа направлена на проверку внимательности чтения глав произведения дома.)
— Ребята, закройте учебники и обратите внимание на листы, лежащие у вас на партах. На них кроссворд, который вам необходимо разгадать.
По горизонтали:
1. Одна из вещей, оставшаяся детям от отца.
2. Качество характера Митраши.
3. Название камня возле Блудова болота.
4. Кличка коровы, оставшейся детям от родителей.
5. Кличка собаки лесника.
6. Горючее, запасы Блудова болота.
7. За какими ягодами отправились Настя и Митраша
По вертикали:
1. Как называлась изба Митраши и Насти?
2. Как назвал лесника рассказчик повести?
3. Как в народе называют прекрасное местечко в лесу? Так его называли дети в повести?
После того, как учащиеся разгадали кроссворд, пары обмениваются листочками и осуществляется взаимопроверка.
2. Оглашение учащимися результатов заполнения таблицы.
3. Обобщение.
— Как мы видим. М. М. Пришвин не только понял «живой язык природы», как сказал А. С. Пушкин, не только живописно сумел передать нам его, но еще и показал язык птиц и зверей, звуки леса.
— Теперь под таблицей напишите слово Вывод и постарайтесь сформулировать следующее:
• Одухотворение природы у Пришвина — это...
* Пришвин — писатель-новатор, так как...
IV. Анализ V, VI, VIII глав
1. Тайна природы.
— Пришвин очень ярко, точно и своеобразно описал Блудово болото. Давайте проанализируем IV главу.
— Почему Блудово болото предстает пред нами как некое таинственное место? (История сосны и ели, деревья разных пород боролись между собой, звуки болота, сосновый доп.)
— Нарисуйте словесную картину, используя цитаты, «неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой», «лежачий каменья «тетерев-косач, «первый луч, заигравший на щеках детей».
После рассказов учащихся учитель обобщает, что в данном случае Пришвин показал человека как частичку целого мира природы. Человек — такое же природное создание, как и тетерев- косач, как десятки больших птиц, похожих на косача. В этом и заключается тайна природы.
Релаксация (см. прил. 1)
2. Тайна человеческой души.
а) Работа по вариантам.
— В чем же заключается тайна души человеческой? Каким нужно быть, чтобы жить в гармонии с собой и природой, и каким быть не нужно? Я думаю, вы со мной согласитесь, что образ Антипыча — это образ человека, который живет в гармонии с собой и природой. Стоит ли чему-либо поучиться у этого человека нам с вами и Митраше? Обратите внимание на схемы на доске. Вам необходимо их заполнить в тетрадях по вариантам, ответив на вопросы.
Задание для варианта 1
— Как нужно жить? Выпишите цитаты, которые характеризуют Аантипыча.
(Приблизительное заполнение схемы: 1) подсказывал, как жить с присказкой, с шуткой; 2) особенно смотрит: душевно, по-приятельски; 3) любит природу; 4) шутит и т. п.)
Задание для варианта 2
— Какие черты характера завели Митрашу в тупик? Выпишите глаголы и словосочетания, которые характеризуют мальчика.
(Приблизительное заполнение схемы: 1) рассердился. 2) резко повернул, 3 ) решительно ответил. 4) пошел туда, не подумав и т. п.)
б) Работа в парах.
Теперь вместе с соседом по парте сравните характеристику Антипыча и Митраши. (У Митраши выражения резкие, эгоистичные, а у Антипыча — добрые, с шуткой.)
— Сделайте вывод: как нужно жить? (Жить нужно, как Атипыч: по-доброму, с шуткой, в которой таится глубокая мудрость.)
— Охарактеризуйте Митрашу одним словом. (Эгоист.)
— Страдает ли от эгоизма и упрямства Митраши Настя? (Да.)
— От нашего с вами эгоизма страдают близкие нам люди. Не замечая этого, мы их больно раним. Порой наш эгоизм очень сильно вредит нам самим. Как эгоизм навредил Митраше? (Его засосало болото.)
3. Тайна Блудова болота.
— Болото стало засасывать Митрашу. Какую тайну хранило болото? (Торф.)
— Как VIII глава повести раскрывает ее смысл? (Ответы учащихся.)
— Так болото захотело поглотить Митрашу в свою тайну.
V. Обобщение и систематизация
На доске схема (учащиеся в тетрадь ее не переносят):
ТАЙНА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Тайна песни ветра
Тайна языка зверей, птиц
тайна торфяного дна болота
тайна человеческой души
— Теперь обратимся к названию нашего урока: «Тайна живой природы». Посмотрите на схему. По Пришвину, тайма живом природы — что СОВОКУПНОСТЬ тайн: тайны языка зверей в болота, тайны песни ветра, тайны многовекового дна болота, тайна человеческой души. Эта глубокая взаимосвязь и составляет живую природу, без которой человек не может существовать.
— Как бы вы назвали эту схему? (Круговорот.) Верно, а круговорот и есть жизнь.
VI. Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок
Отметки выставляются с учетом работы в тетради.
VII. Домашнее задание
1. Прочитать XI, XII главы повести «Кладовая солнца».
2. Составить устный рассказ «Правда Антипыча».
3. По памяти воссоздать в тетради схему «Тайна живой природы».
Оставить комментарий!