Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Сочинение - описание по картине А. Саврасова Грачи прилетели.
( музыка, чтение, русский язык )
ТЕМА: сочинение – описание по картине А. Саврасова
«Грачи прилетели»
ЦЕЛИ: начать работу над сочинением – описанием по картине:
1) познакомить с новым видом творческой работы;
2) дать первоначальное представление о пейзаже;
развивать логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать эстетический вкус.
ОФОРМЛЕНИЕ: репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
(1 большая и на каждого ученика); литература о весне;
схематическое изображение настроения человека
на доске: опорные слова, словарь, план сочинения.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока.
На лугу.
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…
А. А. Блок
- Ребята, вы прослушали стихотворение А. Блока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Да о весне, о природе.
- Сегодня мы начнем учиться писать сочинения по картине о весне.
Нашими помощниками будут музыка, художественное слово и произведение живописи – репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
2. Подготовительная работа к написанию сочинения.
1) беседа музыкального работника:
Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта великого композитора Вивальди «Времена года».
Для того, чтобы услышать музыку, нужно слушать ее в тишине. Сядьте удобнее и постарайтесь во время слушания понять, какие образы, предметы, картины природы возникнут перед вами.
(слушание отрывка из музыкального произведения)
- Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку?
- Какие чувства овладели вами во время слушания?
(вам грустно, весело, а может у вас лирическое настроение)
- А можно ли этот музыкальный фрагмент назвать весенним?
- Какие образы или предметы, картины природы возникли у вас?
- С какими приметами весны можно сравнить звуки этого фрагмента?
( журчание ручья, щебет птиц, дуновение ветерка, шелест ветвей деревьев)
2) беседа учителя:
- Сейчас вы прослушали музыку, вспомнили признаки наступающей весны. И теперь с помощью карточки со схематическим изображением настроения человека определите и покажите нам ваше настроение
(дети карточки прикрепляют на доску – ФИЗМИНУТКА)
итоги настроения детей
- Ваше настроение мы увидели с помощью карточки, композитор передал настроение с помощью МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ.
- А как вы думаете, с помощью каких средств общения еще можно передать свое настроение, отношение к природе?
- Действительно, писатели, поэты передают это с помощью ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА: лирики, прозы.
- Какие произведения о весне вы помните?
( чтение детьми стихотворений наизусть; выразительное чтение прозы о весне по подобранной литературе)
- Молодцы! Вы прочли, а мы прослушали стихотворения, рассказы о наступлении весны в разных уголках нашей страны. А как же приходит весна к нам на Дальний Восток? Послушайте, как об этом написал писатель- дальневосточник А. Максимов.
( чтение учащимися рассказа «Амур проснулся»)
- Мы много слов услышали о весне. А какие картины природы, образы, предметы вы увидели?
- Какие приметы наступающей весны вам помогли в этом?
(по ходу беседы – запись опорных слов к сочинению)
- А одна из главных примет прихода весны какая? (Прилет птиц)
- Какая птица прилетает самой первой? Ёе считают вестником весны. Если вы приехали в Москву, что бы приобрести диплом техникума, то вам удастся по нужде купить диплом в Москве , который откроет вам дорогу в Московские офисы, а диплом даст вам право быть боссом!
ПОСЛОВИЦА: увидел грача – весну встречай.
- Прилетели грачи, наступила весна…(звучит музыка, на фоне которой гость учитель литературы, читает текст С.Аксакова «Прибавились значительно дни…»)
- Так красиво о приходе весны, о грачах написал ХУДОЖНИК СЛОВА Сергей Аксаков. Какие приметы весны вы услышали из рассказа писателя? (Запись слов на доске)
ФИЗМИНУТКА
- А теперь обратимся к ЖИВОПИСИ. ХУДОЖНИКИ тоже воспевают родную природу. Они стремятся изобразить ее красоту, показать ее людям. Настоящий художник чувствует и понимает настроение природы. Она видится ему живой – радостной или грустной, ликующей или спокойной.
- Посмотрите на картину «Грачи прилетели» художника 19 века А.Саврасова, который написал немало ПЕЙЗАЖЕЙ – картин родной природы.
- Обратите внимание, как с помощью красок и кисти художник показал приход весны. Какое настроение она вызывает у вас? Что вы чувствуете, глядя на нее?
3) Беседа психолога
- Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие. Наверняка вы помните героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовка попал на страницы книги, а мы с вами совершим путешествие в художественный уголок природы.
Итак, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно досчитайте до 10.
На счет «10» открываем глаза.
Представьте, что мы с вами находимся рядом с березой. Расскажите, что вы видите. Постарайтесь не пропустить даже самые малозаметные приметы весны. ( Ответы детей)
А сейчас мы продолжим наше путешествие. Поднимитесь на самую высокую башню церкви. Теперь расскажите, как меняется пейзаж, если его рассматривать с высоты птичьего полета. (Ответы детей)
Изменилось ли видение картины, когда вы стали рассматривать ее, путешествуя «внутри»? Как оно изменилось?
Оставить комментарий!