Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока литературы 8 класс. Поэма Твардовского "Василий Теркин". История создания
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». История создания
Цель: сформировать представление о личности А. Т. Твардовского; познакомить учащихся с особенностями сюжета и композиции поэмы; помочь учащимся прочувствовать трагическую ноту войны.
Оборудование: портрет А. Т. Твардовского.Ход урока
1.Объявление темы и цели урока. Слово учителя—А. де Сент-Экзюпери, французский писатель, противник фашизма, военный летчик, после демобилизации в 1942 г. начинает ра¬боту над Маленьким принцем». В это же время русский писатель выпускает первые главы «Книги...», которую к концу войны, кажется, выучили наизусть все советские солдаты. И если книга французского писателя является выражением сущности жизненного опыта автора и попыткой в аллегорической форме дать ответы на вечные вопросы, то «Книга...» русского писателя предельно актуальна и реалистична, в ней даются ответы на злободневные вопросы: как жить и выживать на войне? Как защитить свою Родину? Как поддержать соотечественников? «Книга про бойца» — именно такой подзаголовок дает своей поэме «Василий Теркин» писатель и поэт А. Т. Твардовский.
2.Чтение учащимися фрагментов «Автобиографии» А. Т. Твардовского (с. 214—216).Беседа—Что мы узнали о жизни А. Твардовского после прочтения фрагментов его «Автобиографии»? Какими человеческими качествами он отличался? Что мы можем сказать о его литературных успехах?—Во время Советско-финской войны (1939—1940 гг.) А. Твардовский стал военным корреспондентом. Какими качествами должен обладать хороший военный корреспондент? Какую роль играли газеты во время войны?—Именно в финскую кампанию появился замысел поэмы и сам герой. Василия Теркина, удачливого, веселого бойца, придумали в газете «На страже Родины». Твардовский же написал стихотворное вступление к этому «коллективному» Теркину. Идея сочинить произведение о солдате все больше увлекает автора, и в 1941 г. А. Твардовский начинает писать поэму «Василий Теркин», имеющую подзаголовок «Книга про бойца». Писатели (особенно современные, рассчитывающие на коммерческий успех) не так уж часто делают своих персонажей за¬главными.—Можете ли вы указать книги, названия которых состоят только из имени и фамилии главного героя? Что мы можем сказать о «композиционных и идейных особенностях таких произведений?Заглавный персонаж: тем или иным образом связывает все части произведения, его образ также является смысловым центром книги, воплощением авторских идей.)—Что мы можем сказать о человеке по имени Василий Теркин, даже не читая поэмы? (Простой человек, крестьянин, солдат.)3.Чтение учащимися очерка «Как был написан "Василий Теркин"» (с. 216—217)4.Работа над композицией поэмы—Идейный замысел поэмы Твардовского "Василий Теркин" обусловил ее построение. С точки зрения композиции «Василий Теркин» представляет собой цепочку эпизодов, каждый из которых представляет собой законченное произведение. Однако собранные вместе главы создают художественную целостность поэмы. В процессе заполнения таблицы увидим всю масштабную панораму военной жизни, которую разворачивает автор перед читателями.
Эпизод (название главы)
Содержание
От автора
Вступление, без чего нельзя жить на войне, о книге «про бойца без начала, без конца»
«На привале»
Знакомство с Теркиным, сон на привале, описание солдатского быта
5.Чтение учителем главы «От автора»
6.Аналитическая беседа по главе «От автора»—Какое место с точки зрения композиции произведения занимает эта глава? (Это вступление.)—Каковы функции вступления? Как они реализованы в главе «От автора»? (Автор знакомит читателей со временем действия и главным героем.) Почему не названо конкретное место действия?(Оно меняется, т. к. армия то отступает, то освобождает от фашистов свою территорию.)—Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне? Какую иерархию ценностей выстраивает поэт? (Вода — еда — правда.)—О какой правде идет речь? (Правда о боевых действиях, о настрое солдат, о тяжелом положении армии.)—Какая интонация преобладает в этой главе? Вас не удивляет, что про кровавую войну автор пишет местами задорно и весело, легким поэтическим словом, использует приподнятые, бодрые интонации? Почему не строго и пафосно, не торжественно и печально пишет Твардовский? В чем поэт видит свою задачу как писателя во время войны? (Не только рассказать правду о войне, но и поднять дух солдат, развлечь, помочь отдохнуть от того, что они видят и слышат каждую секунду.)—Почему автор подчеркивает, что поэма «без начала, без конца»?Как автор сам объясняет такую характеристику?—Можно ли читать поэму с любой части и в любом порядке? Почему каждая глава — относительно законченная часть? (Она создавалась и публиковалась по частям, на передовую газеты доходили нерегулярно, поэтому армейцы могли читать и не по порядку. Единый сюжет — человек на войне, а каждая глава имеет свой сюжет, раскрывает небольшой эпизод военной жизни.) Найдите ответ самого поэта в статье «Как был написан "Василий Теркин"» (с. 216).—Что Твардовской имел в виду, говоря: «Дорог Теркин на войне»?
7.Итог урока. Слово учителя—Мы видим, что в поэме отражены все стороны фронтовой жизни — сражения, подвиги, бытовые трудности и маленькие радости, ненависть к врагу и щемящая любовь к родной земле, тоска по дому, воспоминания о мирном времени, тяготы тыловой жизни и т. д. Такой всесторонний тематический охват говорит нам о том, что это эпиче¬ское произведение. Голос автора, часто звучащий в поэме, привносит в нее лирическое начало. Таким образом, поэма «Василий Теркин»является лиро-эпическим произведением.
8.Домашнее задание—Прочитайте главу «Переправа»; ответьте на вопросы 1—3 (с. 251).Индивидуальное задание: подготовьте краткое сообщение о форсировании реки во время войны (10—12 предложений).Конспект урока литературы 8 класс по теме Поэма Твардовского "Василий Теркин"
Оставить комментарий!