-->
Игры для детей
Все игры
Доклады
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 8459Ребенок и компьютер: за и противИспользование компьютерных технологий в образовательном процессеВлияние информационно-компьютерных технологий на развитие личности учащегосяСегодня личность ребенка формируется в информационном мире, отличающемся от того, в котором выросли его родители. Психологическое самочувствие и социаль¬ная свобода современного подростка все больше зависят от его компетентности в области информационных технологий. Эта компетентность становится условием признания, успешности, высокого социального статуса среди сверстников. Попробуем комплексно оценить влияние информационно-компьютерных технологий на развитие личности ребенка. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе стремительно набирает обороты. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) активизируют самостоятельность, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Использование компьютера на уроках и во внеурочное время оказывает влияние на интеллектуальное развитие учащихся: улучшаются результаты выполнения разного рода логических операций; появляется новое отношение к ошибке как к очередной задаче, которую можно решить самостоятельно имеющимися средствами. Каждый ученик в такой системе может двигаться вперед в своем темпе, в соответствии со своими способностями и интересами.Успехи и возможность исправления допущенных ошибок подкрепляют уверенность в себе и делают учебную деятельность более привлекательной. Учащиеся — опытные пользователи ИКТ отличаются более высоким и стабильным уровнем самооценки, с успехом принимают участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, науч¬но-практических конференциях, творческих и исследовательских работах.Однако не все изменения, связанные с использованием подростками ИКТ, оцениваются как положительные. К факторам негативного влияния можно отнести следующие:■ тенденция к обособленности;■ трудности в использовании на уроках информации, полученной с помощью компьютера;■ нежелание учащихся выполнять кропотливую, порой однообразную, но необходимую в учебной деятельности работу;■ ущерб для здоровья при чрезмерном использовании ИКТ.В этой связи у учителей и родителей появляется ответственная миссия — ознакомить детей с принципами и нормами правильной работы с компьютером. Прежде всего ребенок обязан знать о побочных эффектах и негативном влиянии компьютера на его здоровье — физическое, психическое и моральное. Рассмотрим эти вопросы подробнее. Не является секретом, что использование компьютера, игровых приставок, Интернета довольно быстро формирует у детей стиль поведения, основанный на стремлении к удовольствиям. Со временем возникают признаки зависимости, проявляющиеся в виде психологического дискомфорта вне общения с компьютером, также наблюдается восстановление состояния комфорта в начале (или предвкушении начала)работы с ним. Сегодня Интернет дает людям возможность, с одной стороны, предаваться своим слабостям, а с другой — спекулировать на людских несовершенствах. Дети особенно восприимчивы в этом плане, а значит, и особенно уязвимы. Поэтому важной педагогической задачей является подготовка ученика к тому, что не всякая информация, не всякое знание есть благо, а также воспитание в нем иммунитета против информационной агрессии и информационно¬го иждивенчества. В формуле информационной безопасности ребенка, а эта безопасность становится все более существенным фактором сохранения его здоровья, самая важная часть — ценностные ориентации, личностные оценки ребенка, его готовность и прилежность в следовании элементарным нормам самосохранения. Среди педагогов и родителей существуют разногласия в этической оценке факта слежки и запрета доступа к интернет-ресурсам определенного содержания с помощью фильтров и других программных средств ограничения. Одни одобряют такие программы и видят в них разумный способ защитить детей от информации сомнительного содержания; другие критикуют и воспринимают их как средство подавления. Приводится аргумент, что рано или поздно (из Интернета или других источников) ребенок все равно узнает обо всем, от чего его старательно оберегают программы-фильтры.Поэтому запрет не всегда является действенным методом воспитания: с помощью насильственных ограничений ничему научить и ничего объяснить нельзя. Эффективнее запрета просветительская работа с детьми.Ребенок и компьютер…Личность ребенка — это в первую очередь личность человека обучающегося, т. е. относящегося к образовательной системе или определенному социальному институту. Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы. Однако в современной школьной практике развитие не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального и личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача развития не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе. В то же время первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вот почему потенциал учащегося, социализирую¬щегося под воздействием ИКТ, требует посто¬янного развития и педагогического воздействия на данный процесс. Компьютеризация образования как фактор развития личности учащегося — не только ресурс для образовательной деятельности. ИКТ-потенциал учащегося связан с самостоятельно выработанными умениями и навыками в области использования ИКТ в образовательном процессе, способностями к их использованию (компетентность) и мерой их реализации в той или иной сфере деятельности (активность).ИКТ-потенциал личности учащегося имеет социально-педагогический и психологический аспекты. Социально-педагогический аспект предполагает:■ способность самостоятельно разрешать проблемы с помощью ИКТ;■ позитивную продуктивную деятельность с использованием ИКТ.Психологический аспект акцентирует внимание на механизме развития ИКТ-потенциала личности, поиске резервов личностного становления. В ходе проведенного в Академии последипломного образования исследования влияния ИКТ на личность учащегося были проанализированы биологические, личностные, коммуникативные и иные аспекты развития ИКТ-потенциала личности учащегося, которые требуют педагогического, психологического и методического сопровождения.Степень влияния ИКТ на развитие личности учащегося была определена средствами педагогической экспертизы факторов, определяющих непосредственное взаимодействие учащегося с ИКТ-ресурсом. По результатам исследования, в среднем около 20 % педагогов-респондентов, выступивших в роли экспертов, считает, что ИКТ негативно влияют на состояние здоровья учащихся в целом, нарушают режим их дня, формируют зависимость от компьютера; 10 % респондентов указало на такие негативные факторы влияния ИКТ, как искажение нравственных ценностей учащихся, формирование так называемого клипового мышления, а также вред, наносимый интеллекту. Вместе с тем существенная доля респондентов указала на положительные моменты, связанные с использованием учащимися информационных технологий. Около 60 % опрошенных педагогов считает, что использование ИКТ позволяет учащимся расширить знания по предметам, повысить информированность по ряду вопросов; 30 % педагогов указало на пользу ИКТ в формировании у учащихся навыков самостоятельной исследовательской, проектной работы, а также на их значимость при подготовке к участию в различных конкурсах, олимпиадах и других видах соревновательной деятельности. Об активной позиции, занимаемой самими педагогами в области информационных ресурсов, свидетельствует информация об интенсивности использования ими ИКТ в профессиональной деятельности.Исходя из полученных данных, почти 80 % педагогов ежедневно пользуется компьютерным устройством, а 60 % получает профессиональную информацию преимущественно из Интернета, что свидетельствует о значительном замещении традиционных источников информации электронными. Результаты исследования также показали, что педагоги используют ИКТ непосредственно для осуществления учебной работы: в качестве наглядного средства при объяснении нового учебного материала, для формирования у учащихся навыков поиска и обработки информации, организации коллективной практической ра¬боты, а также для выполнения учащимися домашних заданий и последующего контроля знаний. Кроме того, педагоги используют различные информационно-компьютерные ресурсы (игры, фильмы и др.) для снятия эмоционального напряжения у учащихся, проведения воспитательных мероприятий, семинаров, круглых столов, тренингов; около половины опрошенных педагогов дает учащимся домашние задания, предполагающие использование информационных технологий, компьютерного устройства и Интернета.Интересен факт определения педагогами места и роли ИКТ в образовании и непосредственно в жизни каждого участника образовательного процесса. Наряду с негативными последствиями использования ИКТ-ресурсов (формирование зависимости, наличие недостоверной информации) учителя отмечают и их положительную роль. Это:■ важные коммуникативные и информационные средства, предоставляющие педагогам и учащимся возможность общения с людьми, недоступными в реальной жизни (учеными, экспертами и др.);■ источники получения разнообразной информации;■ средства формирования и выражения собственного мнения;■ эффективный способ организации дистанционного образования. Однако в процессе использования ИКТ педагоги сталкиваются с некоторыми трудностями, для преодоления которых необходимо:■ обеспечить педагогов и учащихся компьютерными средствами и возможностью выхода в Интернет;■ сформировать у педагогов профессиональную готовность к работе с использованием ИКТ;■ обеспечить образовательный процесс;■ электронными учебными ресурсами;■ разработать технологии методической поддержки процесса использования ИКТ;■ организовать поддержку использования ИКТ соответствующими техническими службами. Выбор ИКТ-модели образования учащегося во многом зависит от того, какое влияние ИКТ оказывают на общество в целом, каково будущее системы образования и перспективы личностного развития его участников. По мнению педагогов, использование ИКТ в образовательном процессе имеет положительный эффект: они обеспечивают наглядность, мотивируют учащихся к обучению, способствуют более интенсивному усвоению изучаемого материала, т. е. повышают уровень обученности в целом. Представления педагогов о возможных последствиях широкого внедрения ИКТ в образовательную практику достаточно про¬тиворечивы. С одной стороны, отмечаются положительные аспекты перспективного внедрения ИКТ в школьное образование: обеспечение дистанционного и практико ориентированного обучения, экономия временного ресурса, оперативная обратная связь между педагогами и учащимися, актуализация обучения с точки зрения следования современным тенденциям развития общества.С другой стороны, педагоги обеспокоены тем, что увеличение доли ИКТ в образовательном процессе негативно скажется на общем состоянии здоровья учащихся, развитии эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности ребенка, направленности его развития. Таким образом, проблема влияния компьютеризации на личность учащегося в современный период развития образования и общества определяется рядом противоречий между:■ положительной направленностью общества на принятие и реализацию ИКТ в образовательном процессе и признанием фактов ухудшения здоровья, формирования психической зависимости учащихся от данных технологий;■ готовностью педагогов использовать ИКТ в образовательном процессе и недостаточным уровнем материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;■ влиянием ИКТ на способность учащегося самостоятельно мыслить и принимать решения и формированием пассивной позиции учащегося (склонность к использованию готового решения, снижение концентрации внимания, волевых качеств и др.).При разработке направлений образовательной политики в области использования ИКТ в образовательном процессе следует учитывать выявленные тенденции во взаимосвязи и взаимозависимости внутренних (психологическая направленность личности учащегося), внутренне-внешних (профессионализм педагогов) и внешних (уровень обеспеченности учреждений образования ИКТ-ресурсами и условия их внедрения) факторов.В связи с этим в системе дополнительного педагогического образования планируются на перспективу и уже осуществляются следующие образовательные мероприятия:■ реализация специальных образовательных программ, семинаров и тренингов по вопросам информатизации для педагогов;■ создание базы образовательных проектов в сфере информационных технологий;■ функционирование программы дистанционного обучения по всем направлениям информационных технологий;■ постоянное выявление образовательных запросов потребителей информационных технологий;■ организация широкого олимпиадного движения по информатике и программированию.Всестороннее исследование названных и других вопросов может сделать обучение и воспитание на основе ИКТ полезным и применимым в широкой образовательной практике. Использование информационных технологий в образовательном процессе прочно занимает свои основные позиции. И поэтому модель «ребенок и компьютер» оправдана временем.
Похожие презентации:
9-08-2020
Новая музыка
Методические материалы
Опрос
Наши партнеры
Оставить комментарий!