Урок 2. Тема: М. Горький. «Песня о Соколе»
Конспект урока по литературе 7 класс
Тема: М. Горький. «Песня о Соколе»Композиция «Песни...».
Эмоциональность языка, особенности ритма
Цель: выявить особенности композиции «Песни...», показать роль пейзажа в произведении; помочь учащимся почувствовать эмоциональность языка, услышать и понять особенности ритма: дать представление об авторской идее как основе целостности произведения; развивать чуткое отношение к художественному тексту, умение анализировать произведение на основе изобразительно-выразительных средств; воспитывать чувство прекрасного, эмоциональность.
Предварительная работа: сообщение «Дружеские связи Максима Горького с белорусскими писателями» (готовит один из учеников); «Информационные минутки» (подготовка учащимися чтения отрывков из разных источников).
Оборудование:таблица «Жизненная позиция Ужа и Сокола».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Устное словесное рисование (начало и конец произведения).
Возможный вариант таблицы:
Жизненная позиция героя
|
|
Уж |
Сокол |
• Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! • Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет... • Рожденный ползать — летать не может!.. • Земли творенье — землей живу я. • Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. |
• Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... • О, если б в небо хоть раз подняться!.. • О, счастье битвы!.. • Безумство храбрых — вот мудрость жизни! •„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! |
3. Ответить на вопросы 4, 5 (с. 155, 156).
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Сообщение «Дружеские связи Максима Горького с белорусскими писателями» (рассказывает заранее подготовленный ученик, выступление основано на материале учебника — рубрика «Это интересно знать» — с. 157, 158).
— Как охарактеризовал Максим Горький «Песню о Соколе» Адаму Богдановичу? («Вещь, написанная ритмической прозой».)
Какую оценку дал Богданович этому произведению? («...меня поразила смелость и выпуклость этой небольшой вещицы и соответствие формы с содержанием».)
— Давайте попробуем определить, о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?(О форме, о ритме, о содержании «Песни...»; о соответствии формы с содержанием; о художественной целостности произведения; о художественных средствах языка, о композиции...)
IV. Усвоение новых знаний
Аналитическая работа с текстом «Песни о Соколе» (работа в группах).
1-я группа: Показать несовместимость позиций Ужа и Сокола, полярную противоположность их отношений. Ответить навопросы:
« О чем идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье.)
Что значит «жить» для Сокола и Ужа? Что для них значит небо? (Для Сокола жить — значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы, над врагом. Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро». Для него «небо — пустое место», пустыня без дна и края.)
Где живет Уж и где обитает Сокол? (Уж живет в ущелье,где «тепло и сыро», темно, пахнет гнилью, душно. «Мне здесь прекрасно...» Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ласкает очи мечтой о счастье».)
Прав ли Уж, утверждающий: «Все в землю лягут, все прахом будет»? Согласны ли вы с этим? (Противоречивые рассуждения учащихся.)
Какой след останется от героического деяния Сокола? (Прекрасен подвиг во имя свободы, хотя Сокол и погиб. Даже для Ужа встреча с Соколом не прошла бесследно: до этого живя спокойно, без стремлений, без идеала, теперь он спрашивает у самого себя: «Зачем такие, кал он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?»)
2-я группа: Выявить идею «Песни о Соколе».
Уж осуждает тех, кто стремится высоко в небо. Как вы можете объяснить его позицию? (Уж уверен, что они обманывают, прикрывают «безумство своих желаний» и скрывают «за ними свою негодность для дела жизни».)
В чем вы видите правду Ужа и Сокола? Одна ли это правда? («Я сам все знаю, я видел небо», — так утверждает Уж. Читатели понимают, что Уж настоящей правды не знает, так как утверждает, что прелесть полетов в небо в паденье. ПравдаСокола: «безумство храбрых — вот мудрость жизни».)
Какой смысл имеет слово «безумство» в устах Ужа и Сокола? (Уж: глупость, «эти бредни»; Сокол: мудрость, дерзание, исключительная смелость, бесстрашие.)
Что в целом утверждает произведение? (Сокол погиб, но подвиг его останется живым примером для других.)
3-я группа: Выявить авторскую позицию «Песни о Соколе». Ответить на вопросы:
Уж и Сокол — это образы-символы. Кого или что они символизируют? Где мы уже встречались с подобным приемом — одушевление животных? (Уж — символ самодовольства обывателя, приземленности, бескрылости, общественной пассивности. Горьковский Сокол — символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. В образе животных выступают люди. Горький не первый применил этот прием, до него мы читали подобное в баснях Крылова.)
В повседневной жизни можно встретить тех, кто подобно Соколу стремится ввысь, и тех, кто живет «мудростью» Ужа. Вы их видели? Приведите примеры.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1.Афиширование результатов работы в группах.
2.«Информационные минутки» (учащиеся читают отрывки из разных литературоведческих источников):
Активная роль в песнях отведена романтическому пейзажу... Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопоставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибрежного камня. Море, неподвижное в дали, «облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое», слилось с «синим южным небом», отражает ткань перистых облаков, не скрывающих «золотых узоров звезд». Горы «резкими взмахами подняли вершины в синюю пустыню», поросли деревьями, «уродливо изогнутыми норд-остом». Оторвавшийся от горы «печальный, хмурый» камень одет тенью, порос мхом, изрезан «сетью глубоких трещин», волны набросили на него водоросли и тину.
Природа в «Песне...» находится в непрерывном движении, она полна смутными, таинственными звуками: лениво вздыхает море, что-то неясное шепчут волны. Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся «в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать».
Язык «Песен» афористичен. Краткие, четкие, с глубоким революционно-призывным смыслом афоризмы обращены к читателю: «Безумству храбрых поем мы славу!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!». «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года. Гордый Сокол и смелый, мужественный Буревестник звали к преодолению общественной пассивности, к свободе. Этим они оказывали «не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов...»
Горький — мастер короткого рассказа. Скупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве.
В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
«Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча... Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец.
VI. Закрепление нового материала
«Приглашение к рассуждению». Задание: составить письменное высказывание на тему «Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок (по выбору учителя).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Конспект урока по литературе 7 класс Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 12269
Оставить комментарий!