Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
План-конспект по литературе. А.И. Куприн "Тапер". Семья Рудневых
А. И. Куприн. «Тапер». Семья Рудневых
Цель: познакомить учащихся с биографическими сведениями об писателе; ввести в атмосферу семейства Рудневых: проследить развитие тонких отношений героев рассказа.
Оборудование: фотография А. И. Куприна.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока
— Мы с вами продолжаем разговор о таком малом эпическом жанре, как рассказ. И сегодняшнее наше занятие будет посвящено новому для вас писателю — А. Куприну — и его рассказу «Тапер».
2. Слово учителя
— Александр Иванович Куприн очень любил писать о детях и животных. Возможно, вы уже читали некоторые его рассказы и помните его героев: циркового белого пуделя, заболевшую девочку Надю, в гости к которой пришел слон, кошку Ю-ю и других. Несмотря на то что Александр Иванович жил в очень тяжелое и неспокойное время, в его рассказах всегда присутствует светлое начало — надежда на лучшее и вера в то, что оно есть в людях. В рассказах Куприна всегда присутствует волшебство, но не сказочное и таинственное, а реальное: чудо, которое совершает один человек для другого — как в рассказе «Слон», когда смотритель зоопарка соглашается привести огромное животное на чай к тяжело больной девочке, после чего она выздоравливает; или своевременная помощь — как в рассказе «Чудесный доктор», когда врач спасает от голодной смерти незнакомую ему семью.
Годы жизни А. И. Куприна— 1870—1938. Посмотрите, на его портрет. У Александра Ивановича очень интересная внешность, которая надолго запоминается. Родился он в семье мелкого чиновника, умершего через год после появления сына. Мать А. Куприна была из древнего татарского княжеского рода — именно от нее он унаследовал восточные черты. Детство и юность будущего писателя прошли в Москве — с 6 лет он учился в военном пансионе, с 10 — в военной академии, а в 20 лет заканчивает военное училище. Скудость военного быта, казарменная ограниченность и дисциплина приводят к тому, что в 24 года он выходит в отставку, после чего начинает путешествовать по России и с жадностью впитывать жизненные впечатления. Много лет он ведет самый разный образ жизни, вращаясь и в самом низшем, и в самом высшем обществе. В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело и т. д. Все пережитое нашло отражение в его творчестве. В начале XX в. он становится знаменитым писателем — получает широкую известность и возможность вести роскошную жизнь. Однако для России наступают тяжелые времена — в гражданскую войну А. Куприн присоединяется к белому движению, а затем эмигрирует в Париж. На родину он возвращается только через 17 лет — для того, чтобы умереть в России.
3. Проверка домашнего задания. Тест на знание текста
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. В какое время происходит действие рассказа? (В канун Рождества.) |
1. Сколько дочерей было у Рудневых? (Четыре.) |
2. Как называла Тина старшую сестру Лидию? (Царевна Несмеяна.) |
2. Чего в доме Рудневых не хватало для праздника? (Музыки, музыкального сопровождения.) |
3. Кто такой Акинфыч? (Повар.) |
3. Кто такая Дуняша? (Горничная.) |
4. О ком так говорит автор: «... известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства... элегантный и самоуверенный, с гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой». (О хозяине дома, Аркадии Рудневе.) |
4. О ком так говорит автор: «... полная веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы». (О дочери Руднева Татьяне Аркадьевне.) |
5. Сколько лет было таперу? (14.) |
5. Кому не понравилось появление в домемолодого и бедного пианиста? (Старшей сестре Лидии.) |
6. Где учился Юрий Азагаров? (В реальном училище.) |
6. Почему Аркадий Николаевич позволяет мальчику играть танцы, хотя и говорит, что это безбожно. (Чтобы не обижать его.) |
7. Кто является самым важным гостем на елке? (Рубинштейн.) |
7. Почему Юрию Азагарову приходится уехать с елки раньше? (Потому что его игрой заинтересовался композитор.) |
8. Кем стал Юрий Азагаров? (Известным всей России композитором.) |
8. Чем заканчивается рассказ? (Беседой в санях с великим учителем, о которой Азагаров никогда и никому не рассказывал.) |
4. Слово учителя
— В рассказе «Тапер» изображена дореволюционная Россия, передана атмосфера старинного московского дома, дворянского быта. В центре повествования — семья Рудневых, Расскажите о ней: что это за люди, где они живут, сколько у них детей, охарактеризуйте хозяина и хозяйку дома, атмосферу, царившую в их доме.
5. Устные высказывания учащихся
«Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, создавших когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых — большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного, — круглый год с утра до поздней ночи кишел народом».
Очевидно, что гостеприимная атмосфера дома создалась благодаря его хозяину — Аркадию Николаевичу Рудневу. Ему 50 лет, но все еще красив, очень нравится женщинам, любит и понимает искусство. К деньгам относится расточительно, легкомысленно — его имущество несколько раз перезаложено, он игрок и гурман. Обаятельный, остроумный, чувствует людей, любит молодежь и детские праздники (может, потому что сам в душе ребенок). Окружающие тянутся к нему. Искренне радуется, когда может сделать что-то хорошее для другого.
Физкультминутка
Ирина Алексеевна Руднева — жена Аркадия Николаевича, формально является хозяйкой дома, на самом же деле отстранилась и дистанцировалась от всего, что происходит в доме, С детьми и мужем не общается, как будто живет отдельно от них. Очевидно, горда и высокомерна. Ревнует мужа не потому, что любит, а потому, что его увлечения задевают ее гордость.
Лидия Аркадьевна — старшая дочь Рудневых, горда и высокомерна, как мать, вероятно, очень на нее похожа. Не любит детей. Подруг у нее нет, только приятельницы. На лице—постоянное выражение презрения и пренебрежения. Отличается «бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному». Из гордости не может признать свою вину перед Юрием и просто уходит из зала.
Татьяна Аркадьевна — вторая дочь Рудневых, похожа на отца характером и манерами — веселая, спокойная, чуткая, наблюдательная, умеет улаживать любые конфликты. Окружающие воспринимают ее как хозяйку дома. О многом говорит то, что прислуга ее обожает — значит, она, в отличие от Лидии, не унижает зависящих от нее людей и относится к ним с уважением. Ее смущение перед Юрием, то, как осторожно и вежливо она с ним разговаривает, деликатно прибавляя возраст, говорит о том, что она боится обидеть бедно одетого мальчика, т. е. изначально воспринимает его как личность, а не как наемную прислугу.
Тина (Тиночка) Руднева — третья дочка, ей еще только 12 лет, но уже видно, что характером она пошла не в мать. Живая, веселая, подвижная, деятельная, эмоциональная, дружелюбная, совершенно не боится свою старшую сестру и даже дразнит ее. Инстинктивно угадывает талант в Юрии Азагарове (понимает, что Лидия «сейчас получит щелчок по носу»). Очевидно, очень любит отца, который является для нее авторитетом (увидев его внимательное отношение к таперу, решает окончательно взять его под свое покровительство).
Кроме того, у Рудневых есть еще два сына — Аркадий и Митя, а также младшая дочь Катя. Прислуга (Дуняша, Акинфыч, Олимпиада Савична) тоже как будто бы является частью семьи — так к ним относятся Рудневы.
6. Итог урока
— Понравилось ли вам семейство Рудневых? Какое влияние на детей имеет отец, какое — мать? С кем из членов семьи вам хотелось бы пообщаться, познакомиться поближе? Как вы думаете, какое будущее может ожидать Лидию, Татьяну, Тину?
7. Домашнее задание
— Ответьте на вопросы 5—11 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 109): выполните задания рубрики «Работаем с картиной» (с. 109); прочитайте статью «Возможности рассказа» (с. 110—!11).
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 48280
Оставить комментарий!