Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по русскому языку 10 класс. Функционирование языковых единиц в тексте
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Тема: Функционирование языковых единиц в тексте
Цели: повторить и углубить знания по теме; совершенствовать умение определять тему, основную мысль текста, типы речи, способы смысловой связи; развивать устную и письменную речь учащихся.
Урок - повторение
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
II.Орфографический тренажер:
Бордовый бордюр тротуара.
Дешёвая печёнка на бечёвке.
Смешон пижон с трещоткой на Чукотке (с трещоткой у княжон).
Парчовая рубаха, холщовые штаны, и кумачовый я стою среди толпы.
Дедушка мой старожил, лет под девяносто,
Он лопату сторожил и вздремнул немножко.
Я увидала, как увядают листья.
Ростиславу из Ростова ростовщик вручил росток.
III.Актуализация знаний учащихся
Учитель. Переходим к закреплению знаний по тексту. Дайте определение тексту. (Текст — содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
Признаки текста
Назовите основные признаки текста.
Старый русский писатель дедушка Аксаков был, как известно, опытным и страстным рыболовом. Он написал превосходную книгу о рыбной ловле. Называется она «Записки об ужении рыбы». Книга эта хороша не только тем, что прекрасно передаёт поэзию рыбной ловли, но ещё и тем, что написана она чистым, как ключевая вода, языком (К. Паустовский).
1. Тематическое единство — все предложения и части текста раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость — это развёртывание темы через подтемы и микротемы. Целостный и оправданный отбор подтем обеспечивает полноту раскрытия темы. Подтемы уточняются микротемами. Целесообразный выбор микротем обеспечивает глубину текста и определяет способ развития основной мысли.
3. Членимость — признак, указывающий на то, что текст делится на структурно-смысловые отрезки: абзацы, сложные синтаксические целые, предложения. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом не является.
4. Последовательность — такой признак, который реализуется при условии, что каждое последующее предложение даёт новую информацию для развёртывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность (целостность) — это признак, который не допускает вставку в текст языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), противоречащих авторскому замыслу. Цельным может быть только текст, который обладает единством внутренней и внешней форм.
7. Законченность (завершённость) — такой признак текста, который указывает, что тема раскрыта полностью с точки зрения автора.
* Части текста
Содержательно-логически текст делится на три части:
•вступление;
•главную часть;
•заключение.
Средства связи в тексте
Основными средствами структурной связи предложений в тексте являются:
• лексический повтор:
О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством.
• синонимические замены:
Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шёл за другим.
• местоимения и наречия, которые указывают на предшествующее слово и/или даже на содержание предшествующего предложения (он, та, таков, это, там и др.) или опираются на содержание последующих предложений (всё, всюду, везде, такой и др.):
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
• сочинительные и подчинительные союзы как средства связи самостоятельных предложений текста:
Бывают талантливые люди, которые, как цветы, красивы, броски, чарующи.А у иных клад их дарования прячется глубоко, и нет в них внешней притягательной силы.
• параллелизм синтаксических конструкций:
Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли,
И над южным морем стонут
Журавли.
Физкультминутка
Учитель. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте. Текст можно озаглавить.
В тексте можно выделить: план содержания и план выражения этого содержания (языковые средства).
Средствами связи предложений в тексте являются: повторы одного и того же слова; местоимения; однокоренные слова; синонимы.
По функции и строению различают три типа текстов: повествование, описание и рассуждение. Эти типы текстов могут объединяться и в пределах одного текста.
Одним из самых распространённых способов сокращения текста является составление тезисов. Тезисы — это кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые читатель записывает в виде цитат или в собственной формулировке.
IV.Основной этап
Выполнение тренировочного упражнения
Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Определите тему текста, основную мысль, подтемы, обеспечивающие полноту раскрытия темы. Озаглавьте, отразив в заголовке тему текста (вариант I), основную мысль текста (вариант II).
Лес был хорош и теперь поз..ней осенью. Кое(где) на берёзах ещ.. оставался ж..лтый лист. Ели и сосны к..зались зеленее чем летом. Сухая осен..яя тр..ва выгляд..вала из(под) снега ж..лтой щ..ткой. Мёртвая тиш..на царила кругом точно природа утомлё(н,нн)ая летней кипучей работой теперь отдыхала.
Тест
1. Определите средства структурной связи предложений в тексте: а) лексический повтор; б) синтаксический параллелизм; в) синонимы; г) видовые и родовые наименования; д) однокоренные слова; е) описательный оборот (перифраз); ж) местоимение.
1)А как много на Вологодчине недостроенных и уже состарившихся изб! Дома возводили с мезонинами, изукрашивали их резьбой.
2)Савушкин быстро прошмыгнул на своё место. Мальчик сунул клеёнчатую сумку в парту, о чём-то спросил соседа, не поворачивая головы.
4) Анна Васильевна робко шагнула к дубу. Могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
5) Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности.
1.1в; 2г; За,б; 4е; 5ж.
IV. Подведение итогов урока
Оставить комментарий!