Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
Сатира и юмор в сказке
Цель: показать паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика; выявить идейную направленность сказки, авторскую позицию; продолжить формировать понятие о сатире и юморе, о сатирических приемах (ирония, гротеск); развивать умение находить в тексте художественные средства создания комического, развивать воображение; воспитывать трудолюбие, ответственность, чувство собственного достоинства.
Предварительная работа: подготовка выразительного чтения отрывков из литературоведческой статьи.
Оборудование: карточки с отрывками из литературоведческой статьи для проведения «Информационных минуток»; схема «Строим дом» (литературное произведение как художественная целостность); кластер «Приемы сатирические»; таблица «Преувеличение и неправдоподобие»; таблица «Взаимоотношения мужика и генералов».
Эпиграф: Мир грустен — и я грущу вместе с ним; мир вздыхает — и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
2. Проверка чтения произведения.
Задание: кратко пересказать сказку.
Возможный вариант пересказа:
Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — чудесным образом очутились на необитаемом острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не умели и, проголодавшись, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил «такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По возвращении в Петербург генералы получили накопившуюся за минувшие годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак серебра.
3. Ответить на вопросы 3, 4 (с. 121).
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. «Информационные минутки» (отрывки из литературоведческой статьи читают заранее подготовленные ученики). Учащиеся делают в тетрадях короткие фразы-записи, стараясь из каждого отрывка выбрать ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
- Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание... Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка «Соседи».
- Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип...
- Расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.
- И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.
- В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников...
- Обобщенный образ труженика — кормильца России... есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Народ — созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.
- Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только пристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...
2. Учащиеся зачитывают свои записи в тетрадях, дополняя и уточняя.
IV. Усвоение новых знаний
1. Обращение к эпиграфу.
— Прочитайте слова М. Е. Салтыкова-Щедрина. Как вы думаете, о чем грустить и вздыхать приглашает сатирик нас, читателей? (Рассуждения учащихся.)
2. Слово учителя.
— Работая на предыдущем уроке, мы увидели, насколько велик и значим мужик и насколько никчемны генералы. А как же писателю удается показать паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика? Салтыков-Щедрин использует сатиру и юмор в своих сказках. А что такое сатира? (Сатира— художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.) Какими приемами сатиры пользуется автор? Обратимся к учебнику.
3. Работа с учебником. Чтение статьи «Приемы сатирического изображения» (с. 122). Составить кластер.
4. Найдите в тексте сказки данные сатирические приемы и дополните кластер примерами.
Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика («как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»).
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
Ответить на вопросы 5, 6 (с. 121).
Литературное произведение как художественная целостность. (Решающая роль на данном этапе отводится учителю. Семиклассникам самим трудно разобраться в «тонкостях» политической сказки Салтыкова-Щедрина.)
— Строительство дома сродни строительству художественного произведения. Каждый кирпичик, каждая деталька, каждый прием должны служить одной цели. Попробуем детально рассмотреть, как и с помощью чего Великий сатирик создал «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1)Смысл названия произведения:
«Повесть» (повествование, повествовать) — Синонимы (рассказ, рассказывать);
Белинский дал такое определение повести: «Ее форма может вместить в себя все, что хотите — и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души».
Следовательно, в названии автор указывает на конечную цель, ради которой пишет произведение. Пути достижения этой цели: рассказав о том, как один мужик двух генералов прокормил, он высказывает колкую, саркастическую насмешку над человеком и обществом. Это, несомненно, идея политическая.
□ «Прокормил» — взял на свое попечение; всегда; везде; прокормить — значит содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие. (Генералы = иждивенцы, нахлебники).
2) Жанр произведения:
□ «Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера».
□ Элементы сказки:
• Сказочные обороты, присказки.
• Особый сказочный склад.
• Герой в необычной обстановке.
• Умный, смекалистый мужик.
• Вымысел, преувеличение, неправдоподобие.
Отличие сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина от фольклорных сказок:
— Какова задача преувеличений, неправдоподобий у Салтыкова-Щедрина? Какие чувства они пробуждают в читателе? (Заставляют восхищаться мастерством мужика и смеяться над невежеством, глупостью, тунеядством, ленью генералов.)
— Какова цель этого смеха?(Этот смех не веселит, нам одновременно грустно, потому что мужик совсем не думал о себе, о своей свободе, достоинстве...)
Салтыков-Щедрин утверждал: «Смех — оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех».
В сказке есть над чем посмеяться. Но каков характер смеха? Грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий общественные отношения. Значит, этот смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта — это сатира. Следовательно, «Повесть...» — это сатирическая сказка. Значит, смех сатирика в сказке направлен на то, чтобы бороться с пороками — пороками общества, в котором есть такие генералы и такие мужики.
3) Изобразительно-выразительные средства. Сатирические приемы:
— А правду ли пишет сатирик о мужике? (Да, но правда о мужике явно преувеличена для усиления его положительных черт — это гипербола.)
— А правду ли пишет сатирик о генералах? (Между правдой и неправдой в описании генералов вообще логической связи как будто нет. Неправдоподобия по отношению к генералам доведены до абсурда — это гротеск, а гротеск — разновидность комического.)
2. Составление таблицы «Преувеличение и неправдоподобие».
Прием |
Мужик |
Генералы |
Преувеличение, неправдоподобие |
• Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. • Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить |
• Стали искать, где восток, где запад. • Кто бы мог подумать... что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет |
— Назвали несоответствия, а теперь назовем пороки.
3. Таблица «Взаимоотношения мужика и генералов». Дополните таблицу.
|
Мужик —► генералы |
Генералы —► мужик |
|
• И зачал он перед ними действовать. • Нарвал генерал по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно — кислое |
• Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает. • Не дать ли тунеядцу частичку. • Сколько они ругали мужичину за его тунеядство. |
Пороки |
? |
? |
Слова для справок: отсутствие чувства собственного достоинства, самоуничижение, унижение, рабское поклонение и подчинение, самодовольство, высокомерие, иждивенчество, паразитизм, хамство, лень...
4. Составление таблицы.
Сходства сказки с народными сказками |
Отличия сказки от народных сказок |
Герой в необычных обстоятельствах. Гипербола. Присутствие оборотов, присказок. Умный, смекалистый мужик. Носят юмористический характер |
Гипербола переходит в гротеск (доходит до абсурда). Несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое. Смешение стилей речи: канцелярский, разговорный, сказочный. Сказка Салтыкова-Щедрина — это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя. Носит сатирический характер |
В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать. Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя. Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации писатель использует гротеск... Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.
Цель достигнута: мы создали свое представление о сказке Салтыкова-Щедрина, поняли, как и из каких частичек, «кирпичиков» она построена, каждый из которых подчинен раскрытию авторского замысла, цели произведения. Еще раз убедились в единстве, целостности всех составляющих сказки. Увидели, что, используя форму народной сказки, нарушая законы фольклора, применяя собственные приемы, автор обличает и высмеивает порок, общественные отношения, рабское положение простого мужика.
Выводы. Сказка Салтыкова-Щедрина явно отличается от сказки народной. Здесь нет положительного героя. Добро не побеждает зло. Использованы сатирические приемы: гипербола, гротеск. Автор показывает отношения людей разных социальных групп. Направлена на борьбу с существующим строем. Следовательно, перед нами сказка сатирическая, политическая.
VII. Домашнее задание
Подготовить художественный пересказ «Первый день жизни генералов на необитаемом острове», «Мужик действует» (темы по выбору).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Оставить комментарий!