Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по русскому языку 10 класс. Лексика (обобщение)
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Тема: ЛЕКСИКА (ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)
Цели: обобщить и систематизировать знания по лексике (лексическое значение, однозначность, многозначность, переносное значение, группы лексики по происхождению, употреблению); совершенствовать навык подбора синонимов, антонимов, разграничения лексического состава языка; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать уважение к подвигу народа в Великой Отечественной войне.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Беседа
• Что называется лексикой? (Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.)
• Какие ещё есть значения слова «лексика»? (1) Совокупность слов какого-либо языка; 2) совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности; 3) словарный состав произведений какого-либо автора. Таким образом, слово «лексика» — многозначное.)
•Какой раздел языка изучает фразеологизмы? (Фразеология.)
III. Основной этап
1.Выполнение тренировочных упражнений
1. Прочитайте текст. Определите и запишите лексическое значение выделенных слов. Подберите и запишите синонимы к словам дом (вариантI) и рассказы (вариант II).
Много военных памятников, музеев на нашей земле. А ведь можно сделать воинский уголок в каждом доме... Чтоб память жила...
У каждой нашей семьи есть родственники, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Сохранились ещё какие-то вещи с войны: котелок, фляжка, компас, фуражка, погоны — это уже не просто вещи, а реликвии, и надо беречь их. Пусть в уголке лежит тетрадка, в которой будут записаны рассказы ветеранов. Можно нарисовать карту и обвести кружками города и деревни, в боях за которые участвовал фронтовик.
2. Называя слова по их лексическому значению, разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1.Старинное название рубина и сапфира.
2. Твёрдый и блестящий драгоценный камень различной окраски.
3. Очертание предмета, контур (книжн.).
По вертикали:
1.Кушанья, еда (устар.)
2. Решительное действие, отражающее нападение.
3. Положение, кратко излагающее какую-либо идею, также одна из основных мыслей доклада, сочинения, лекции.
3. Выпишите только многозначные слова.
Портье, фонд, парк, ночь, книга, ключ, лёгкий, награда, дрожь, галерея, газон, класс, автобус.
4. Подберите словосочетания, употребив выделенное слово в переносном значении.
Золотая брошь — ...; спортсмен бежит — ...; Настя выглянула в окно — ...; обуздать лошадь — ...; разразилась гроза — ...; вершина горы — ....
5. Выпишите только устаревшие слова.
Губы, солдат, боец, отсюда, ланиты, золото, парикмахер, пальцы, воитель, уста, отселе, персты, луноход, гуманный, щёки, горница, фонарь, вопрошать, угощать.
6. Объясните значение фразеологизмов.
Вариант I: заварить кашу, как снег на голову, зайти в тупик, схватывать на лету.
Вариант II: делать из мухи слона, без царя в голове, без году неделя, как свои пять пальцев.
7. Приведите русские соответствия заимствованным словам.
Вариант I: инцидент, дефект, сервис, хобби.
Вариант II: интеграция, эксперимент, синхронный,
Тест
1. Укажите, в каких примерах лексическое значение слова указано неверно:
а) бульон — чистый отвар из мяса; б) парча — испорченная ткань; в) разодеть — нарядно одеть; г) парапет — круглая деталь в велосипеде; д) уния — собрание единомышленников.
2. Укажите многозначные слова:
а) гений; б) конспектировать; в) весёлый; г) ухаживать; д) бинокль.
3. Укажите, в каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) железная логика; б) железная дорога; в) железные нервы; г) железные перекрытия; д) железный характер.
5.Укажите антоним к слову мягкий (хлеб):
а) ржаной; б) ароматный; в) вчерашний; г) чёрствый; д) вкусный.
6. Укажите заимствованные слова:
а) город; б) лодка; в) трава; г) галстук; д) бордюр.
7. Среди выделенных слов укажите заимствованные и запишите к ним русские синонимы:
а) персонажи повести; б) молодое дерево; в) гуманный человек; г) дружеские контакты; д) деревянная мебель.
8. Укажите ряды, в которых первым записано устаревшее слово, а вторым — заимствованное:
а) ланиты, павильон; б) брадобрей, автобус; в) дерево, бирюк; г) фиксировать, голова;
д) восемь, матрица.
9. Укажите значение фразеологизма китайская грамота:
а) то, что лишено всякого смысла, значения, не заслуживает внимания;
б) что-либо недоступное пониманию, то, в чём трудно разобраться;
в) пустой, не имеющий смысла документ.
10. Укажите фразеологизм, которому соответствует значение ошибиться:
а) наломать дров; б) попасть в руки; в) попасть на удочку; г) дать маху; д) попасть впросак.
Ключ. 16, г, д; 2а, в, г; За, в, д; 4г; 5г; 6г, д; 1а, в, г; 8а, б; 9б; 10а, г.
IV. Домашнее задание
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Оставить комментарий!