Игры на внимание для детей. Охотник на зомби
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по повести В. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока "Уроки французского"
Тема: Уроки французского - уроки доброты и милосердия
(по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского")
Эпиграф: Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.
Э. Буловер-Литтон
Форма урока: педагогическая мастерская.
Продолжительность урока: 2 часа.
Оборудование: 1) магнитофон; 2) магнитофонные записи: А. Вивальди, "Зима"; Френсис Лей, И. Крутой, инструментальная музыка; Сен-Сане и др.; 3) иллюстрации к рассказу; 4) карточки-задания (по группам).
Цели мастерской:
1) показать проблему добра и зла в человеческих поступках;
2) развивать навыки анализа художественного произведения;
3)учить высказывать собственное мнениео нравственных позициях литературных героев;
4)развивать творческое воображение и способности учащихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Добрый день! Я рада всех вас видеть! Я приветствую также наших уважаемых гостей! Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник! Мы будем анализировать текст, отвечать на вопросы, рисовать, сочинять, петь, рассуждать, творить! У нас— мастерская. Мнение каждого ученика очень важно! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибаться!
Древние мудрецы говорили: "Никогда не говори не подумав!" Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах. Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и индивидуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, поступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.
Индукция.
Индуктор № 1 — создание эмоционального настроения. (Ученик читает стихотворение А. Дементьева "Доброту не купишь на базаре..." под музыку Сен-Санса.)
Какое ключевое слово выделяем в стихотворении? В чем его главная мысль?
Значит, доброта была вначале!..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
II. Самоконструкция — создание гипотезы, проекта, рисунка, текста, решения.
1. Запишите слова, ассоциирующиеся с понятием "доброта". Подчеркните одно, самое значимое, самое важное.
Доброта — бескорыстие, человечность, достоинство, совесть, любовь, милосердие, мудрость, благородство, великодушие, сострадание, жалость, широта души, сочувствие, сопереживание, участие, мягкосердечие, готовность прощать, понимание, душевная щедрость.
2. Уроки французского — уроки чего:
а) жизни,
б) доброты,
в) совести,
г) сострадания,
д) достоинства,
е) жизни среди друзей и врагов,
ж) участия,
III. Социоконструкция — работа в группах, направленная на выбор наиболее вероятной гипотезы. Задания для четырех групп.
1-я группа.
1. Состояние, чувства, переживания мальчика (с. 67—68).
2. Создать словесный портрет мальчика, используя портретные детали, данные автором (с. 69—70, 81).
3.Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть?
4.Близок ли вам главный герой?
5.Можете ли вы представить те условия, в которых он оказался?
Важные моменты зачитать.
2-я группа.
1.Что поняла Лидия Михайловна и как пыталась помочь мальчику? Почему мальчик боится, что учительница поведет его к директору?
2.Отношения мальчика с Лидией Михайловной (с. 84—89).
3.Почему он не хочет принимать посылку?
4.Почему мальчик отказывается сесть за один стол с Лидией Михайловной? (С. 86.)
5.Диалог мальчика с Лидией Михайловной по поводу посылки (с. 88).
Важные моменты зачитать.
3-я группа.
1.Как Лидия Михайловна нашла способ помочь ребенку, не задевая его гордости?
2. Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги, не соблюдая правил игры?
3. Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика?
4. Знала ли она, что директор ей этого не простит?
5. Какие неписаные правила нарушила учительница? Почему?
Важные моменты зачитать (с. 90—95).
4-я группа.
1.Ваше отношение к учительнице французского языка.
2.В чем секрет Лидии Михайловны?
3. В чем талант настоящего педагога? Можно ли Лидию Михайловну назвать настоящим педагогом? Что означают слова "бесстрашие", душевная щедрость"?
4.Как сейчас, став взрослым, Валентин Распутин понимает прошлое, как он оценивает то, что тогда случилось?
5.Каким урокам научила мальчика Лидия Михайловна?
6. Что получил мальчик с Кубани? Как это характеризует учительницу?
Важные моменты, зачитать.
IV. Обращение к эпиграфу.
Социализация — представление результатов работы групп, обмен вопросами по представленным результатам.
Делаем выводы по работе в группах. Наиболее важные места из рассказа можно зачитать.
V. Разрыв.
а) Работа учителя с классом. Чтение притчи "Какими бывают люди".
Какими бывают люди Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие — небольшому дождику, третьи — дождю, захватывающему всё кругом.
Каковы люди, подобные засухе? Они не дают никому ничего, ни еды, ни одежды или повозки, ни цветов, ни благовоний, ни умащений, ни постели: крова или света, — ни отшельникам, ни браминам, ни несчастным и бедным нищим. Таковы люди, подобные засухе.
Каковы люди, подобные небольшому дождику? Они дают что-то некоторым, а другим — нет... Таковы люди, подобные небольшому дождику.
Как поступают люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом? Они дают всем, будь то отшельники, брамины или несчастные и бедные нищие; они дают еду и питье.., кров и свет. Таковы люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом.
—"подобных засухе",
—"подобных небольшому дождику",
—"подобных дождю, захватывающему всё кругом".
в) К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?
Как вы понимаете слова: "Служить другим своей профессией, делом своей жизни"?
Каждой ли профессией можно служить людям?
г) Каким вы представляете "дождь, захватывающий всё кругом"?
д) Какие произведения из прочитанных нами и каких литературных героев вы можете назвать, делающих добро, совершающих милосердные поступки?
е) Символ доброты: цветок, радуга, солнце, сердце.
Раздаем таблички с высказываниями мудрых людей о доброте.
1-я группа.
1. Назначение человека именно в том, чтоб делать добро.
В. И. Даль
2. Всё и всех понимать и всегда видеть добро и ненавидеть зло. Понимать и страдания и боль — как свои, так и других.
Ф. Э. Дзержинский
3. ...человек должен- поступать так, чтоб на земле было меньше зла...
М. Горький
4. Величайшее добро, которое ты можешь сделать для другого, — это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.
Б. Дизраэли
5. Милосердие — это бесконечное прощение.
А. Декурсель
6. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Ф. Достоевский
2-я группа.
1. Главное в человеке — способность делать доброе.
П. Глебка
2. Добро создано разумом, без сознания — нет добра.
М. Горький
3. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела.
Л. Толстой
4. Лечится трава от зноя ливнем,
Люди лаской лечатся людской.
П. Панченко
Ф. Ларошфуко
В. Сухомлинский
7. Ничто так не украшает жизнь и свою, и других людей, как установившаяся привычка быть добрым.
Л. Толстой
3-я группа.
1. Руки, помогающие тем, кто в нужде, более святы, чем уста, возносящие молитву.
Р. Ингерсолл
2. Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Г. Бичер
3. Сделать добро слишком рано невозможно, потому что никому не дано знать, когда будет уже слишком поздно.
Автор неизвестен
4. Доброта проявляется то как жалость и сочувствие, то как любовь или справедливость — ее источает множество родников на шей души... Есть тысячи способов проявить доброту...
М. Максвелл
5. Нет ничего радостнее и приятнее делания добра. Даже самое маленькое добро —оказать услугу, уступить место, помочь встать — приятно и хорошо.
И. Соколов-Микитов
6. Добро не лежит на пороге, его случай но не подберешь. Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов
7. Трудное быстро забывается, помнится доброе.
В. Быков
4-я группа.
1. Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.
Э. Буловер-Литтон
2. Доброта — это особый вид истины и красоты.
X. Оверстрит
3. Крошечное доброе дело достойнее самого великого намерения.
X. Браун
4. Добрые мысли — это прекрасно, а добрые дела — божественно.
Г. Манн
5. Повсюду, где есть человек, есть возможность проявить доброту.
Л. Сенека
6. Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины — начало мудрости.
Т. Рабин
7. Великодушное и доброе сердце больше всего похоже на Бога.
Р. Берне
VI. Творчество.
Учитель. На символе доброты напишите любое понравившееся вам изречение. (Под музыку ученики записывают.) Назовите каждый свое изречение, почему ты выбра-л(а) именно его, какой в нем заложен смысл, как ты его понимаешь?
Давайте подарим нашим гостям символы доброты! Они должны быть мудрыми, значит, у них должно быть мудрое сердце.
Давайте составим "Кодекс доброты". Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь; сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?
Человек должен...
1) быть внимательным;
2) уметь понять и выслушать другого;
3) не обманывать окружающих;
4) морально поддерживать других;
5)уступать другому;
6)интересоваться делами другого человека;
7)быть добрым и отзывчивым;
8)не оставлять человека в беде;
9)уметь прощать;
10) уметь сочувствовать и так далее.
Домашнее задание: подготовить сочинение-миниатюру по теме "Какое письмо мог прислать мальчик в ответ на посылку учительницы?".
(Этап заканчивается стихами (приложение 1). Обращение к эпиграфу.)
IX. Музыкальный привет (исполнение песни "Доброта", приложение 2).
Гости поют вместе с нами. Технологическая карта урока прилагается.
Приложение 1
А. Дементьев
, , ,
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, кто был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства изнемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале!..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Приложение 2
Доброта
(Слова Н. Тулуповой. Музыка И. Лучен-ка.)
(Умеренно с движением.)
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Припев.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Оставить комментарий!