ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗРЕЛИЩА
История древних олимпийских игр
Цели: познакомить учащихся с историей театра и историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, дополнительным материалом; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видам спорта, интерес к театральному искусству.
Оборудование: учебник «История древнего мира»», дополнительный материал (раздаточный), карта «Древняя Греция».
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Игра «крестики-нулики»
Ребятам предлагаются предложения по теме. Если ученики согласны с утверждением, то ставят в табличке X, если не согласны, то ставят О.
1.Греки придумали знаки для обозначения гласных в финикийском алфавите.
2.В древнегреческой школе мальчики и девочки учились вместе.
3.Металлическая палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы,
в Греции называлась кисточкой.
4.Для письма школьники использовали дощечки с воском.
5.Греки внесли большой вклад в развитие медицины и географии.
6.Главным богом греки считали Зевса.
7.Гиппократ — древнегреческий философ.
8.Бог Дионис — покровитель виноделов.
9.Парфенон — храм богини Афины.
(На доске даны правильные ответы для самопроверки.)
IX2030
4Х5Х6Х
708Х9Х
Изучение нового материала
Многие из вас любят смотреть спортивные соревнования, участвуют в них, а также ходят в театр. А знаете ли вы, что спорт и театр родились из древнегреческих обрядов почитания богов?
Слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов (миф о Дионисе).
Греки верили, что в марте Дионис приходит в Грецию, и тогда в стране зеленеют деревья, становится тепло и начинается весна. Диониса сопровождают сатиры — лесные боги с козьими рогами, лошадиными ногами и хвостами, кото¬рые играют на флейтах. В честь прихода весны греки издавна устраивали праздник — Весенние Дионисии. Люди надевали козлиные шкуры, маски и веселой толпой шли по улицам города на площадь. Там шествие останавливалось, и его участники разыгрывали сценки, оживляя события мифа о Дионисе.
Постепенно для таких представлений стали отводить специальные места у подножия холма. Зрители рассаживались по его склонам. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски. Теперь актеры изображали не только мифы о Дионисе, но и другие мифы, а также сценки из повседневной жизни. Так появился театр.
Работа в парах
Пользуясь учебником (с. 139-140) и рисунком «Древнегреческий театр», определите, из каких частей состоит театр.
Ролевая игра
Часть учащихся выступает в роли зрителей. По маскам необходимо определить, что идет на сцене - трагедия или комедия (дети инсценируют отрывок из комедии-сказки «Птицы»).
Все вы знаете, что улыбка, задорный смех продлевают жизнь. Так что смейтесь на здоровье!
Прием «Мозговая атака»
Ну а теперь история древних олимпийских игр! Ребята, давайте сейчас вспомним все, что мы знаем об Олимпийских играх. Говорите все, что знаете!
-Проводить Олимпиады начали с давних времен...
-Эти игры проводились у горы Олимп; на ней жили греческие боги.
-Во время игр запрещались все войны.
-Соревнования проводились по разным видам спорта,
-Во время игр всегда зажигался олимпийский огонь.
-Победителей прославляли и награждали лавровым венком.
Спасибо! Теперь давайте попробуем изобразить уже имеющиеся знания в виде знакомого нам кластера (учитель рисует на доске, ученики в своих тетрадях).
Если в честь Диониса греки устраивали театральные представления, то Зевса они почитали спортивными состязаниями. Греки верили, что боги живут на горе Олимп (найти на карте и в атласе). Поэтому под горой они построили святилище в честь главного бога — Зевса
Театр и Олимпийские игры воспитывали людей, создавали и укрепляли духовные и физические силы народа. «Здоровый дух в здоровом теле», — говорили древние греки, когда хотели сказать о красоте и доброте человека.
Закрепление
Игра «Самолетик»
Кому попадет самолетик, тот отвечает на вопрос.
•Какое древнейшее искусство возникло из праздников в честь бога Дионисия?
•Из каких частей состоял древнегреческий театр?
•Какие представления ставились на сцене?
•Какой год считается началом Олимпийских игр?
•В честь какого бога основаны Олимпийские игры?
•Как награждали победителей?
•Где проводились Олимпийские игры?
•Какие виды спорта считались олимпийскими?
•Каким образом были определены олимпийские виды спорта?
Оценивание Рефлексия
Составьте синквейн о театре или Олимпийских играх.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
любимые, справедливые
появились, повторялись, чествовали
пять незабываемых летних дней
СОСТЯЗАНИЯ
•Может ли тема нашего урока оказать влияние на наш образ жизни?
Для отработки у ребят способности размышления «от обратного» можно предложить выполнить следующее задание:
•Что было бы, если бы не проводились Олимпийские игры и театрализованные
зрелища в древнем мире?
Домашнее задание
§ 23, дополнить кластер новыми веточками (гроздьями).
После самостоятельной работы дома, возможно, в ученических тетрадях вырастут новые гроздья, обнаружатся новые веточки-связи. Например, появится гроздь, которую можно назвать «Значение Олимпийских игр», связанная с гроздью «Единство греческого народа».
На пятый уровень подготовить:
•рассказ (рисунок) о древнегреческом театре или
•сообщение о современных Олимпийских играх.
Оставить комментарий!